О знании отечественной истории

Разное
Фото: Эксперт

С 2020 года обязательных экзаменов на выходе из школы станет три: к математике и русскому языку прибавится история. Мне такое прибавление кажется безусловно полезным. Есть в нашей школе классическая тайна Полишинеля: о ней знают все, кто имеет какое-либо, пусть самое опосредованное, касательство к школе, и понятия не имеют все остальные, то есть большое начальство и затерянные по скитам отшельники. Вот эта тайна: предметам, по которым обязательного ЕГЭ нет, школа скорее не учит, а делает вид, что учит. Ну и ученики на предметах, которых не собираются сдавать, в лучшем случае имитируют учёбу. История — идеальный тому пример. Вузовские преподаватели свидетельствуют: абитуриенты, сдававшие ЕГЭ по истории, знают «хоть что-то»; у них имеется хоть какое-то представление о последовательности эпох. Но невежество экзамена не сдававших (а это четыре пятых выпуска) не имеет предела. Они не знают буквально ничего: Ленин ли разбил Наполеона в союзе с Батыем или наоборот, у них лучше не спрашивать. Так что обязательность экзамена непременно приведёт к некоторым улучшениям — едва ли, впрочем, гигантским: ср. успехи выпускников в математике и русском языке. Надежды же более широкие — вроде той, например, что «введение обязательного ЕГЭ по истории поможет формированию российский идентичности», как выразился проректор РГГУ Безбородов, — представляются сильно преувеличенными.

Возражений против обсуждаемой новации звучит много, и возражения эти относятся к двум равно знакомым типам: «детей жалко» и «наступление тоталитаризма». Детей жалко — это всегда правда, но надо иметь в виду и безусловную справедливость афоризма Ф. Ф, Зелинского: «Лёгкая школа — это социальное преступление». Учиться и должно быть трудно, иначе добротных результатов не достигают. Другое дело, что нынешнее подчёркнутое бесправие школьного учителя, нынешняя организация перехода из общей школы в высшую, нынешняя вакханалия репетиторства неизбежно приводят и детей, и родителей к излишним нервным (а родителей — ещё и к денежным) затратам. Но это не повод и дальше избавлять четыре пятых школьников России от обязанности знать, какую должность занимала Екатерина Великая или с кем была Крымская война. Да все с этим, в общем, и согласны, но уж больно жалко сыночка. Чудесную фразу сказал журналисту отец одного школьника: «Нет, я, конечно, понимаю, что историю надо знать, но не думаю, что это тот предмет, который нужно делать обязательным для сдачи». Ну да; придумайте, как среднестатистический учитель должен обучать среднестатистического школьника тому, чего «никто не спросит», — тогда и не будете делать обязательным.

Разговоры о наступлении тоталитаризма, идущего через обязательность экзамена об истории, тоже не кажутся очень уж убедительными. Логика в них такая: официальный взгляд нынешней России на историю — сплошное враньё; дорога нашим детям в лучшие вузы будет закрыта, ибо их место займут «готовые нести верноподданническую ахинею с пятерками по новому обязательному экзамену» и т. п. Тут примечательна