Об очередном запрете

Разное
Фото: Эксперт

Сейчас за прокатное удостоверение на фильм берут три с половиной тысячи рублей. Министр культуры Мединский сообщил, что впредь такое удостоверение будет обходиться в пять миллионов. «После консультаций с кинематографистами и кинодеятелями законопроект, включающий эту инициативу, будет внесён в Госдуму», — сказал г-н Мединский. Собранные таким образом деньги пойдут в Фонд кино — на развитие отечественного кинематографа. Новация не совсем новая: нечто в этом роде обсуждалось (и отвергалось) не раз и не два, — но крайне интересная. Поддержка своего кино дело, конечно, святое, но увеличение цены чего бы то ни было сразу в полторы тысячи раз неизбежно означает запрет на подорожавшее благо для изрядной части прежних его потребителей. Попробуем понять, кому и чему именно удорожание удостоверений закроет дорогу в прокат.

Министерство полагает, что его новация решает три проблемы. Во-первых, за счёт сбора денег с зарубежных фильмов увеличится финансирование производства и проката фильмов отечественных. Во-вторых, удастся получить больший клок шерсти с зарубежных блокбастеров (с фильмов, собравших больше некоторой пороговой величины — скажем, 200 млн рублей — предполагается дополнительно брать ещё и два-три процента от валового сбора). И только в-третьих, произойдёт даже не запрет, а «ограничение» проката третьесортной импортной продукции: она собирает у нас не такие большие суммы и за неё будет жалко платить пять лимонов — что позволит «увеличить количество сеансов для российского кино». Ну, про количество сеансов чуть дальше, а пока отметим: авторы идеи или не сознают настоящего масштаба вводимого ими запрета, или не хотят говорить о нём вслух.

Прочтя, что Минкульт собрался поддержать свой кинематограф и побольше снять денег с зарубежного, свежий человек подумает, что драть по пять миллионов и намечено только за право прокатывать импортные фильмы. И ошибётся. Потому что драть будут и со своих. Глава профильного департамента Минкульта Тельнов разъясняет: «Российские картины при получении прокатного удостоверения будут платить ту же сумму, но потом Фонд кино будет им компенсировать эти пять миллионов». Казалось бы, какой смысл одной рукой отбирать у кинематографиста деньги для Фонда кино, а другой их же ему же и возвращать? А смысл очень простой: для того, чтобы таким оригинальным манером дать Фонду кино деньги на подержание, эти деньги для начала нужно иметь. Для частного продюсера собрать такую сумму — заметьте, поверх тех денег, которые он с муками собирал на сам фильм, — дело совсем не простое. И ведь ещё вопрос, на какой срок с этими бессмысленными (непроизводительными!) миллионами надо будет расставаться. Если возврат денег за прокатное удостоверение будет происходить примерно так же, как происходит (или не происходит) знаменитый возврат НДС, то «перехватить у знакомых» продюсеру явно не удастся. Возврат денег обещают устроить и особо выдающимся импортным лентам — например, победителям больших фестивалей, — для чего при Фонде кино будет образована сп