Потребитель выходит в сад

Русский бизнес
Москва, 05.06.2017
«Эксперт» №23 (1032)
После двухлетнего спада в этом году рынок товаров для дома ожидает небольшой рост. В нелегкой конкурентной борьбе выиграют те компании, которые смогут уйти от ценовых войн и определиться с концепцией своего развития

ТАСС

Рынок DIY (от англ. Do it Yourself — сделай сам) — строительные и отделочные материалы, товары для дома и сада — после двухлетнего падения начинает оживать. По данным агентства InfoLine, за первые четыре месяца нынешнего года розничный оборот индустрии снизился лишь на 1,4%. Апрельский результат роста — нулевой, однако продажи даже на уровне прошлого года вселяют в игроков рынка оптимизм. Аналитики прогнозируют, что если тренд апреля–мая сохранится, то по итогам года индустрия вырастет на 2%.

Причиной снижения продаж на рынке DIY стало не только падение платежеспособного спроса, но и увеличившееся за последние два года предложение квартир с чистовой отделкой от застройщиков. Как правило, строительные компании, продающие квартиры с отделкой, используют недорогие отечественные материалы, а потребители из-за снижения доходов не спешат сами делать ремонт. Сильнее всего в 2016 году просел сегмент Hard-DIY (строительные материалы) — более чем на 17%, сегмент Soft-DIY (отделочные материалы) опустился на 4%.

По прогнозам InfoLine, со второго полугодия 2017 года рынок начнет восстановливаться. Ожидается, что драйвером роста станут два других его сегмента — Garden (товары для сада), главным образом из-за бюджетников и пенсионеров, которые дорогостоящим летним отпускам предпочтут благоустройство своих дач, а также Household (товары для дома и интерьера).

Большинство компаний с радостью восприняли новость о подъеме рынка, но не все верят быстрое его оздоровление. «Пока у нас нет ощущения, что индустрия будет расти, — считает Павел Кочетков, заместитель генерального директора компании “Люблинское поле”, занимающейся развитием специализированных торговых центров. — Безусловно, на рынке DIY могут увеличиться продажи товаров для сада, однако это произойдет не благодаря, а вопреки радужным настроениям. Возможно, россияне просто возвращаются к своим “шести соткам”, потому что не хватает денег на продукты питания. В целом же повышаются затраты на транспорт, растут коммунальные тарифы. Все это не в пользу долгосрочных товаров, таких как мебель и DIY. Впрочем, если говорить о десятке лидеров рынка, то они действительно будут расти».

Выжили не все

Российский рынок DIY довольно хорошо консолидирован — по итогам 2016 года топ-10 сетей занимают треть рынка (на топ-50 приходится до 44%). В прошлом году в тройку лидеров по объему выручки вошла российская сеть «Петрович» (после Leroy Merlin и OBI), обогнав Castorama. Leroy Merlin и «Петрович» — самые быстрорастущие торговые сети, за год они выросли на 24 и 19% соответственно.

Рост лидеров рынка во многом происходит за счет инвестиционной активности компаний. Так, Leroy Merlin в прошлом году увеличила свои торговые площади на 40%, сегодня это уже более 600 тыс. квадратных метров. При этом в компании сообщают, что готовы поддерживать аналогичные темпы роста, доведя количество своих гипермаркетов в России до 100 (сейчас у компании 62 магазина в 31 городе). В планах Leroy Merlin — до конца 2017 года увеличить объемы продаж н

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (1032) 5 июня 2017
    Агония халифата
    Содержание:
    Россия решила основные задачи сирийской кампании

    Союзники делят шкуру еще не убитого, но раздавленного Халифата. А Кремль уже над схваткой

    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама