Грибной дождь

Русский бизнес
ТЕПЛИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
«Эксперт» №25 (1034) 19 июня 2017
Одним из активно развивающихся направлений инвестиций в тепличное хозяйство в последнее время стало производство культивируемых грибов. Заявленных проектов хватит, чтобы уже в ближайшее время обеспечить внутренний спрос и отказаться от импорта
Грибной дождь

В конце мая в Курской области компания «Грибная радуга» открыла комплекс по выращиванию шампиньонов на 12 тыс. тонн в год — на сегодня это один из самых масштабных проектов в стране. Правда, на такие объемы производитель сможет выйти только в 2018 году, а на первом этапе более реалистичная цифра — 4000 тонн в год, при этом первого урожая ожидают уже в конце июня. Общий объем финансирования проекта составил 3,6 млрд рублей, из которых 2,9 млрд — заемные средства.

«Грибная радуга» — уже второй реализованный грибной проект из числа заявленных за последние три года на волне импортозамещения в тепличной отрасли (первое крупное производство на 6000 тонн грибов в год было открыто компанией «Русский гриб» в конце 2016-го). И это только начало — впереди строительство еще нескольких крупных шампиньонных комплексов мощностью от 5 до 20 тыс. тонн грибов каждый.

Вернуться к собственному производству

Рынок шампиньонов (а именно эти грибы в основном культивируют) находится на стадии формирования. Грибы в нашей стране выращивали всегда, разница была только в объемах производства и наличии импорта. В СССР весь рыночный спрос покрывали несколько крупных предприятий, которые прекратили свое существование. Стали появляться новые фирмы, но их объемов производства было недостаточно, и в Россию хлынул импорт. Только сейчас на рынке происходит рост отечественного производства за счет прихода инвесторов, которые обратили внимание на эту отрасль благодаря ограничению на импорт продовольствия и девальвации рубля. До этого рынок шампиньонов на 80% формировал импорт, а основным поставщиком была Польша. После введения антисанкционного эмбарго объем импорта резко снизился (с 66,5 тыс. тонн в 2014 году до 28,4 тыс. в 2016-м), поэтому цены на дефицитные шампиньоны выросли в два раза и этот рынок стал привлекательным с коммерческой точки зрения.

Правда, рост цен привел к значительному снижению потребления: если в 2013-м, по данным компании «Школа грибоводства», в России съели около 90 тыс. тонн грибов, то в 2016-м — вдвое меньше, 45 тыс. тонн. Но это не отпугнуло инвесторов, так как появилась возможность заместить импорт.

Российский рынок культивируемых грибов в основном представлен шампиньонами — на них приходится порядка 80% общего объема, около 18% рынка занимают вешенки, 2% — все остальные грибы. Причем последние, суммарные 20%, — это грибы, которые выращивают в России на малых фермерских хозяйствах. Шампиньоны, напротив, выращивают в основном крупные производители.

Выращивать вешенки или другие грибы в промышленном масштабе не имеет смысла: они очень хрупкие, сохранить при перевозке товарный вид очень сложно, грибы быстро портятся, поэтому их нужно быстро реализовывать в тех регионах, где они выращиваются. Шампиньоны менее прихотливы: они имеют более плотную структуру, хранятся дольше вешенок, поэтому их можно поставлять без особых проблем из той же Польши или Белоруссии, по этой же причине их удобно выращивать крупному производителю. Кроме того, шампиньоны более популярны