Интернет отстающих не прощает

Международный бизнес
ИНТЕРНЕТ
Основной бизнес образованной в 1995 году компании Yahoo! Inc., одного из пионеров интернет-эпохи, продан американской телекоммуникационной компании Verizon Communications за 4,48 млрд долларов
Интернет отстающих не прощает

Yahoo! — один из тех бизнесов, которые сформировали современную интернет-среду. В 1994 году, когда интернет только входил в нашу жизнь, два аспиранта Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило в свободное от работы над диссертацией время начали исследовать расширяющееся с каждым днем интернет-пространство, воспользовавшись только что появившимся веб-браузером Mosaic. И их посетила идея навести порядок в Сети, каталогизировав все существующие интернет-ресурсы. Так появился «Путеводитель Джерри и Дэвида по Всемирной паутине». Он был похож на большой каталог — сайт состоял из списка папок, в каждой из которых были подпапки, и так далее. Например, путь к сайту MTV был таким: Развлечения >> Музыка >> Видеоклипы >> MTV.com.

Вскоре друзья переименовали «Путеводитель…» в Yahoo. По словам Янга, в поисках нового названия они просто листали словарь — и наткнулись на это слово, придуманное автором «Приключений Гулливера» Джонатаном Свифтом и означающее грубого, неотесанного человека. Правда, к тому моменту торговая марка Yahoo уже была зарегистрирована кем-то другим, поэтому Янг и Фило добавили восклицательный знак в конце. Получилось экспрессивно. Сначала путеводитель по интернету располагался на домене Стэнфордского университета, но в январе 1995 года создатели ресурса зарегистрировали домен Yahoo.com. Тогда в каталоге Янга и Фило было 10 тысяч сайтов, каждый день его посещали более 100 тысяч уникальных пользователей.

Успеть за меняющимся миром

Когда друзья приходили на переговоры с инвесторами, их спрашивали: «Сколько денег вы собираетесь брать с подписчиков?» Но создатели Yahoo! настояли на том, чтобы их ресурс оставался бесплатным. Основным источником дохода Yahoo! стала баннерная реклама. Цены на рекламу в интернете были существенно ниже, чем в традиционных СМИ, поэтому рекламодатели охотно обращались к Yahoo!. Первым крупным инвестором, оценившим эту бизнес-модель, стал венчурный фонд Sequoia Capital, купивший в 1995 году четверть компании за 1 млн долларов. К 1999 году этот миллион превратился в восемь миллиардов.

К концу 1990-х Yahoo! стал точкой входа в интернет для большинства пользователей. Ни о каком таргетинге тогда речи не шло: аудитория воспринималась просто как огромное скопление людей. Компания стремительно росла, но одновременно надувался и пузырь доткомов. На волне популярности всего, что было связано с интернетом, крупные компании инвестировали в интернет-стартапы — не особо вникая в то, смогут ли они приносить прибыль. Цены на акции интернет-компаний взлетели до небывалых высот: тогда одна акция Yahoo! стоила 475 долларов.

В начале 2000-х акции интернет-компаний рухнули. Пострадал от этого и Yahoo! (его капитализация упала на 92%, до 11 млрд долларов), который, как и другие, вкладывал слишком много денег в проекты, не подтвердившие своей эффективности. Все последующие годы компания пыталась вернуться к капитализации, провалившейся в период краха доткомов, но так и не сумела.

Но не только биржевые курсы менял