На пути к пешеходному городу

Общество / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО Ключ к успешному развитию города — ограничение использования автомобиля, многофункциональная застройка и развитие общественного транспорта, пешеходного и велодвижения. Так считает известный американский урбанист и архитектор Джефф Спек

Джефф Спек известен в России как автор нашумевшей книги «Город для пешехода», изданной на русском языке два года назад. В своем сочинении он жестко критикует «одноэтажную Америку» — субурбию, где жители становятся крайне зависимы от автомобиля. В противовес хаотичному разрастанию пригородов Спек предлагает концепцию «Пешеходный город», которая направлена на ограничение использования автомобилей, многофункциональную застройку небольшими кварталами, развитие общественного транспорта и создание условий для пешеходного и велодвижения.

Спек пришел к такой системе ценностей не случайно. Более десяти лет он проработал в архитектурном бюро Duany Plater-Zyberk — наиболее известной компании, работающей в концепции «новый урбанизм». В начале 2000-х Спек возглавил Институт мэров по проектированию городов (Mayors’ Institute on City Design) при Национальном фонде поддержки искусств (National Endowment for the Arts), который занимался инициативами по развитию городской среды.

«Слушая, как мэры один за другим излагали свое представление о том, что такое успешно развивающийся город, я осознал, что одновременно и лучшим критерием процветающего города, и лучшим средством достижения процветания является развитая уличная жизнь, или, иными словами, пешеходность. Мне стало очевидно, что улучшение пешеходности способствует решению всех остальных проблем. Разумеется, это не единственный путь. Можно говорить о тех же проблемах в терминах нового урбанизма — но он пугает консерваторов или неотрадиционализма — но тогда отвернутся либералы. А против пешей прогулки ни у кого нет возражений», — пишет в своей книге Джефф Спек.

В чем главные проблемы американской субурбии? Что такое пешеходный город и где границы применимости этой концепции? Возможно ли развитие велосипедного движения в холодном климате? На эти и другие вопросы нам ответил глава Speck & Associates Джефф Спек.

— Каковы главные тренды развития городов США?

— Главный тренд сегодня — это завершение шестидесятилетнего цикла оттока населения из крупных городов в пригороды. Экономист Института Брукинга Кристофер Лейнбергер, в частности, заметил, что в города все чаще переезжают люди, у которых выросли дети. Их четверть населения США, и для них пригородные коттеджи стали слишком велики. Им надоела социальная изолированность жизни пригородов. У них стали хуже зрение и реакция, они уже не получают прежнего удовольствия от езды на автомобиле. Эти люди все чаще предпочитают жизнь в городских кварталах, где в пешеходной доступности есть культурные и медицинские учреждения, предприятия сервиса.

Растет число семей без детей, которые не хотят жить в пригородах. Наконец, все чаще город выбирает молодежь. Жизнь в пригороде невозможна без автомобиля, но количество семнадцатилетних, отказывающихся получать права, с 1980-х годов утроилось — с 8 до 24%. Исследователь Ричард Флорида в книге «Великая перезагрузка» замечает, что нынешняя молодежь больше не считает необходимым тратиться на автомобиль, не видя в нем залога внутренней с