Бои за Telegram

Русский бизнес / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Почти неделю мессенджер Telegram под угрозой блокировки противостоял требованиям Роскомнадзора предоставить регистрационные данные. В конце концов требуемую информацию компания дала, получив громкий пиар и укрепив образ сервиса, который отважно защищает переписку своих пользователей от спецслужб
ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ/ТАСС

Противостояние мессенджера Telegram российским властям получилось громким и скандальным. Напомним, что 23 июня глава Роскоманадзора Александр Жаров публично обратился к создателю и владельцу сервиса Павлу Дурову с просьбой предоставить данные о компании, управляющей Telegram. Это обращение Дуров принял в штыки: он начал публично заявлять о «давлении коррумпированных чиновников на свободу слова» и о том, что, мол, давайте теперь запретим слова и интернет, так как они тоже используются террористами. Но уже 28 июня Павел Валерьевич сменил гнев на милость объявив, что готов предоставить данные о своей компании для регистрации в России и ничего секретного в этом нет.

Быстрорастущий бизнес

Рынок интернет-сервисов для переписки, так называемых мессенджеров, в последнее время бурно растет. В течение последних четырех лет их аудитория стремительно увеличивается и исчисляется уже не миллионами, а миллиардами пользователей. По данным исследовательской компании J’son & Partners Consulting, самым популярным в мире мессенджером считается WhatsApp, число пользователей которого составляет 1,2 млрд человек, далее идут Facebook Messenger (1 млрд), китайский QQ (900 млн), WeChat (840 млн), Skype (300 млн), Viber (260 млн) и Line (217 млн).

Набрав столь внушительную аудиторию, мессенджеры начали активно монетизировать свой бизнес. Они продают пользователям рекламу, перспективным направлением считается возможность превращения мессенджеров в этакую цифровую платформу для различных сервисов, в том числе для электронной коммерции. Так, в начале этого года о запуске функции шопинга внутри своего приложения объявил Viber, причем покупки можно делать, не прерывая общения, и, например, одновременно советоваться с друзьями, стоит покупать ту или иную вещь. Ведущие мессенджеры считаются перспективным бизнесом, за который ИТ-гиганты готовы платить немалые деньги — в частности, в феврале 2014 года Facebook приобрел WhatsApp за рекордные 19 млрд долларов.

Вот вам Telegram

В мировой рынок мессенджеров успешно встраивается и сервис Telegram, который был запущен основателем социальной сети «ВКонтакте» Павлом Дуровым осенью 2013 года. За неполные четыре года в условиях жесткой конкуренции он сумел набрать довольно внушительное число пользователей — свыше 100 млн человек. Больше всего их насчитывается в Иране, далее идут Россия, Бразилия, Италия, США и Испания. У нас в стране число пользователей Telegram оценивается примерно в 8 млн человек. Аудитория значительная, хотя эти показатели серьезно уступает другим ведущим сервисам — например, российских пользователей WhatsApp в четыре с половиной раза больше (см. график).

Впрочем, Telegram решительно настроен увеличивать свою долю рынка, в том числе в России. И для этого есть веские предпосылки, связанные, например, с функционалом сервиса. Создателям Telegram удалось удачно дополнить стандартные функции обмена сообщениями с услугами, более характерными для социальных сетей. Например, многим пользователям нравится наличие в Telegram бл

По популярности Telegram занимает 4-е место в России