Резиденты всех парков, кооперируйтесь!

Специальный доклад
РЕЙТИНГ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ И ОЭЗ
«Эксперт» №27 (1036) 3 июля 2017
Кооперация резидентов индустриальных парков повышает конкурентоспособность каждого из них в отдельности и парка в целом — за счет снижения затрат
Резиденты всех парков, кооперируйтесь!

Звоню в управляющую компанию индустриального парка, который еще полгода назад был нам рекомендован экспертами как образцовый, — очень хотелось сделать про него кейс для этого номера. На том конце провода отвечают: «Мы находимся в процедуре банкротства. Со всеми вопросами обращайтесь к конкурсному управляющему». Нетрудно догадаться об одной из причин такого развития событий: многие резиденты, так и не сумев совладать с последствиями кризиса, свернули свою деятельность и перестали приносить парку доход — в виде арендной платы за землю и помещения, оплаты коммунальных услуг, охраны и проч., — несмотря на то что на территории индустриального парка они пользовались преференциями и налоговыми льготами, предоставленными федеральными и местными властями. Но им надо было бы пойти дальше: кроме льгот доступны и другие средства повышения сопротивляемости резидентов к кризисным явлениям и, следовательно, выживаемости индустриальных парков. Это — внутренняя кооперация резидентов, которая неизбежно приводит к снижению затрат и повышению прибыльности компаний. По оценке консалтинговой компании «Верное решение», отслеживающей случаи возникновения кооперации в парках, она дает от 2 до 17% снижения себестоимости. К руководителю этой компании Сергею Маслехину «Эксперт» обратился за разъяснениями.

— Насколько распространен опыт кооперации в российских индустриальных парках?

— Это пока еще не правило, скорее очень приятное исключение. Кооперации между резидентами, тем более плотной, удается добиться не всем. Представляете, во многих парках резиденты вообще не общаются между собой. И там, где это получается, эффект не заставляет себя ждать: он сразу проявляется в управлении себестоимостью, в деловом климате в парке, в коммуникациях между предпринимателями и так далее.

— Каким же образом возникает кооперация, кто должен стать ее инициатором?

— По-разному. Например, собираются иностранные резиденты из одной страны: у них работает побратимство, они начинают взаимодействовать, дружить, помогать друг другу. Но бывает, что работники разных компаний, встречаясь на общих пространствах, организованных в парках: в столовых, курилках, на общих мероприятиях — завязывают приятельские отношения, которые потом перерастают в субконтракты, помощь в поставках или сбыте.

От патронов до поддонов

— То есть срабатывает удачное стечение обстоятельств. Пример возникновения кооперации на этой основе вы можете привести?

— Подобное начало кооперации я наблюдал в одном парке в Новосибирске. Он возник на территории бывшего патронного завода, который в свое время распался на несколько малых и средних предприятий. Некоторые якорные арендаторы там до сих пор связаны с оборонкой, хотя, будучи частными компаниями, они вовсе не окружены колючей проволокой, а какие-то в результате конверсии освоили гражданскую продукцию: патроны для охотничьих ружей, для мелкокалиберных спортивных и так далее. И там шло неформальное общение, компании понимали нужды друг друга. Но при этом управляющей компанией в этом

Ступинская синергия

Недалеко от Москвы, в Ступине, производственная кооперация резидентов индустриального парка уже налажена.

На вопросы «Эксперта» отвечает Екатерина Евдокимова, управляющий партнер особой экономической зоны «Ступино Квадрат»

— Что побудило вас развивать кооперацию?

— Во-первых, сама жизнь диктует чрезвычайную выгодность кооперации: у нас в ОЭЗ «Ступино Квадрат» уже пятнадцать предприятий. Планируем разместить около двухсот. Ведь у нас тысяча гектаров промышленных земель с уникальными для Московской области мощностями: сто мегаватт электричества и газа — 60 тысяч кубометров в час. Благодаря этому мы чуть ли не единственная площадка в Московской области, способная разместить столько промышленных предприятий. А синергию от близости такого количества заводов трудно переоценить. Это и более дешевое строительство (за счет того, что много подрядчиков уже мобилизовано в ОЭЗ, не нужна дополнительная техника и персонал, а также за счет экономии на таможенных пошлинах и ввозном НДС на строительные материалы), и экономия на логистике, если В2В-поставщик и клиент находятся на одной площадке, и диалог с властями: запрос одного инвестора могут не услышать в государственных структурах, в то время как на обращение нескольких инвесторов, особенно иностранных, профильные структуры реагируют моментально. Кроме того, это огромный маркетинговый эффект. Многие наши резиденты, не будучи конкурентами, с удовольствием делятся клиентами. При доставке грузов клиент экономит, соответственно, у резидентов появляется дополнительное конкурентное преимущество.

— Какие направления кооперации развиваются в вашем индустриальном парке?

— В первую очередь это пищевая промышленность. Например, у нас уже производят смеси для хлебобулочной промышленности и для лепешек из кукурузной муки, есть мясное производство и производство салата по особой вертикальной технологии, планируют размещение хлебозавода и колбасный цех, сырный завод и так далее. То есть резиденты «Ступино Квадрат» как бы сами создают себе В2В-площадку внутри ОЭЗ. Любые виды производства тары и упаковки могут получить великолепную возможность не только стать более продуктивными при меньшем бюджете, но и приобрести новых клиентов в лице соседей-резидентов.

Кроме того, у нас есть производители разного рода строительных материалов, косметики, фармацевтики и имплантов, которые сами по себе не завязаны в одну технологическую цепочку, но клиенты одних могут быть заинтересованы в продукции других. При этом они не являются конкурентами, а дополняют продуктовые линейки друг друга, поэтому могут делиться клиентами.

— Каков экономический эффект от кооперации — достигнутый и ожидаемый в будущем?

— Во-первых, это прямая экономия на логистике, во-вторых — на таможенных пошлинах и ввозном НДС. Продавая свою продукцию резиденту ОЭЗ, производитель, тоже резидент, не должен платить пошлины и НДС, как при вывозе за границы зоны. Кроме того, это расширение своего рынка сбыта за счет клиентской базы других производителей и маркетингового потенциала самой ОЭЗ.

С какими трудностями приходится сталкиваться в развитии кооперации?

— Разная сфера деятельности резидентов и, соответственно, разные интересы. Не в каждом вопросе, требующем решения, удается достигнуть кооперации между инвесторами. Но в основном все наши клиенты уже самим фактом прихода в ОЭЗ доказали свою способность думать масштабно и видеть преимущества от кооперации с другими инвесторами.

 

Вера Краснова