Нужен крутящий момент

Русский бизнес / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ Российские производители уже теснят китайскую продукцию в сегменте недорогих стальных велосипедов, следующий этап — развитие производства алюминиевых велосипедных рам и других деталей. Чтобы создать для отечественного производства более благоприятную среду, планируется ввести обязательную RFID-маркировку велосипедов
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «ВЕЛОМОТОРС»

Велосипедисты превращаются в полноценных участников дорожного движения: для них делают велодорожки, расширяют тротуары, открывают пункты проката на улицах, разрабатывают на уровне правительства программы и концепции развития велосипедного транспорта. Если прибавить к этому моду на фитнес и культ велосипеда как демократичного и экологичного транспортного средства, мы имеем очень интересный рынок, на котором должен возникнуть бум.

Но в последние годы сложная ситуация в экономике отражалась и на велосипедном рынке. По данным маркетингового агентства Discovery Research Group, в 2015 году российский рынок велосипедов сократился на 26%, а производство снизилось почти на 40% по сравнению с 2014-м. В компании «Веломоторс», которая лидирует на российском рынке по объемам производства (1,5 млн велосипедов в 2016 году, по данным компании), утверждают, что за последний год продажи велосипедов в России упали на 20% в штуках и на 35–40% в денежном выражении из-за того, что сильно просел высокий ценовой сегмент. И сейчас, особенно учитывая ненастное лето на внушительной части территории страны, высокой динамики в продажах не наблюдается.

«Веломоторс» удалось и в 2016-м увеличить продажи на 7% благодаря тому, что компания выпускает недорогие стальные велосипеды: их стали больше покупать те, кто раньше предпочитал более дорогие изделия с алюминиевой рамой.

Весь российский рынок велосипедов сегодня составляет около 5 млн единиц. Российские производители, включая и тех, кто занимается отверточной сборкой импортных машинокомплектов, занимают 45% рынка. Остальное — полноценный импорт. А здесь главенствуют китайцы — 39% в общем объеме. Предприятий, которые не просто собирают велосипеды из импортных деталей, а имеют высокую степень локализации производства, на рынке единицы.

Под колесами демпинга

Россия традиционно была «велосипедной» страной. Как рассказывает совладелец «Веломоторс» Александр Начёвкин, в СССР работали 19 заводов, которые выпускали 8–10 млн велосипедов в год, и сотня заводов-смежников. Мы имели почти на 100% собственное производство и даже экспортировали часть велосипедов.

Сегодня к нам из Китая едут и готовые велосипеды, и комплекты для сборки. Поднебесная производит 86–87% велосипедов в мире.  А своя велосипедная промышленность у нас фактически развалена. Ее восстановлению, по мнению производителей, мешают, с одной стороны, низкие ввозные пошлины на велосипеды и комплектующие (10–12%), а с другой — введенная в ЕС антидемпинговая пошлина против наших изделий в размере 48,5%. Свой рынок не защищаем, а на чужой не можем попасть из-за ограничений.

Производители, естественно, считают, что свой рынок надо защищать и повышать ввозные пошлины. Но тогда есть вероятность, что вырастут розничные цены на импортные велосипеды, что ударит по покупателям.

Впрочем, проблема не только в размере пошлин, но и в том, что фактически импортеры и их не платят в полном объеме. По сведениям «Веломоторс», на таможне широко распространена практика существенного занижения сто