В пределах видимости

На глобальном рынке услуг бизнес-образования постсоветское пространство представлено парой десятков школ и факультетов. Что нужно сделать российским бизнес-школам, чтобы успешнее бороться за международных студентов?

ВЛАДИМИР МАШАТИН / ИТАР-ТАСС

В первое десятилетие XXI века число иностранных студентов в мире удвоилось, достигнув, по оценке ЮНЕСКО, 4,2 млн человек. К 2025 году ожидается очередное удвоение: уже 8 млн молодых людей будут учиться за пределами своих национальных юрисдикций. Вполне естественной кажется задача поучаствовать в дележе одного из самых быстрорастущих мировых рынков.

«Развитие экспорта образования — серьезная национальная задача для нашей страны. Нам есть что предложить, чему научить», — заявил в конце мая на заседании президиума президентского совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава правительства РФ Дмитрий Медведев.

Один из самых перспективных сегментов рынка образовательных услуг с точки зрения добавленной стоимости — бизнес-образование, стоимость диплома в этом сегменте заметно опережает все остальные. Основа для задания устойчивого вектора в этом направлении есть. Россия, по данным ЮНЕСКО, занимает пятое место в мире по количеству иностранных студентов, и динамика в последние годы выглядит внушительно (см. график 1). По расчетам Института социологии РАН и Центра социального прогнозирования и маркетинга, число иностранных граждан, очно обучающихся в российских вузах, вырастет с 185,3 тыс. человек в 2015/16 учебном году до 255,8 тыс. к 2019/20 учебному году и до 570 тыс. — к 2029/30 учебному году. При этом «экономика и управление» — третье по популярности направление (после инженерно-технических специальностей, медицины и фармацевтики), спрос на которое в основном предъявляют выходцы из стран СНГ (см. графики 2 и 3).

Однако по-настоящему сильных игроков, способных обеспечить предложение иностранным студентам, на российском рынке немного. В трех ведущих мировых рейтингах в области бизнес-образования (Financial Times, Forbes и Business Week) российские школы представлены двумя школами в одном рейтинге (Высшая школа менеджмента СПбГУ — в рейтингах Financial Times Masters in Management 2016 и European Business School Rankings 2016; ИБДА РАНХиГС — в рейтинге Financial Times Executive MBA Ranking 2016). При этом в мировых рейтингах вузов присутствует пара десятков российских университетов. Мы решили разобраться в причинах такого удивительного отставания и понять, как можно выправить ситуацию.

Для решения этой задачи Аналитический центр «Эксперт» подготовил рейтинг глобальных бизнес-школ постсоветского пространства и обсудил его результаты с профессиональным сообществом на круглом столе «Бизнес-школы России и стран СНГ: условия и стратегии успешного выхода на глобальный рынок», который состоялся в Москве в июне этого года.

Что мешает экспорту бизнес-образования

Рейтинговые исследования в области бизнес-образования преимущественно ориентированы на оценку перспектив карьерного роста выпускников и окупаемости вложений в такое образование. Наше исследование не претендует на комплексную всестороннюю оценку деятельности бизнес-школ, а фокусируется на одном аспекте — степени признания школы на международном уровне, от которой и зависят перспектив

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (1037) 10 июля 2017
    Французское знамя глоболизма
    Содержание:
    Симулякр глобализма

    К встрече «большой двадцатки» представители глобального капитализма подготовились отлично. Их кандидат — новый президент Франции. Его задача — остановить разрастание националистических проектов в Европе, усилить Францию и обновить Евросоюз, с тем чтобы он сохранил «глобалистскую начинку», утратив прежнего лидера — США

    Специальный доклад
    Реклама