Из каких пазлов складывается концессия

Русский бизнес / КОНЦЕССИИ Управляющая компания «Лидер» привлекает инвестиции в концессионные проекты. Один из крупнейших таких проектов в сфере водоснабжения стартовал в Волгограде. Первый заместитель гендиректора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов рассказал, как сделать концессию более массовым явлением. И многое тут зависит от региональных властей

В 2015 году в Волгограде началась реализация проекта, который был назван крупнейшим в Европе в сфере водоснабжения — речь идет о проекте сроком 30 лет с объемом инвестобязательств 58 млрд рублей, из них 7,1 млрд — в первые три года. Администрация Волгограда подписала договор о передаче ООО «Концессии водоснабжения» в концессию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Организатором финансирования выступает ЗАО «Лидер» — компания по управлению активами пенсионного фонда.

— Согласно годовому докладу Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), в 2016 году в стране было заключено всего 34 концессионных соглашения на сумму свыше 100 миллионов рублей каждое. Как трактовать эту цифру? Почему это до сих пор такой редкий случай?

— Основная активность в концессиях сосредоточена пока в сегменте так называемых малых проектов. По итогам 2016 года, по данным НАКДИ, в России было объявлено 1836 концессионных конкурсов, из которых 94 процента — с объемом инвестиций до 100 миллионов рублей. Общий объем инвестиций по ним — порядка 300 миллиардов рублей. В многих случаях это не концессии в классическом понимании этого слова, а переоформленные договоры аренды или долгосрочные контракты с небольшими инвестиционными обязательствами частного партнера. Такая ситуация отражает начальную стадию формирования рынка: несмотря на то, что Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят в России в 2005 году, его активное применение началось лет пять назад. Поэтому укрупнение концессионных проектов — это неизбежная стадия рынка, от которой нам не уйти.

Что же касается категории средних проектов с объемом инвестиционных обязательств от 100 миллионов рублей до миллиарда и крупных проектов, свыше миллиарда, то тут еще накладывается разная методология учета проектов. НАКДИ — ассоциация, представляющая интересы крупных институциональных инвесторов, поэтому в ее методике мониторинга велика роль раскрытия информации всеми участниками процесса — как на этапе конкурсных процедур, так и на этапе реализации проекта. И если по какому-то конкурсу его организаторы «забыли» вовремя разместить на официальном сайте концедента информацию о заключении концессионного соглашения, такая сделка не будет отражаться в общей статистике — до того момента, пока факт заключения соглашения не будет подтвержден публично в официальном источнике. Поэтому по средним и крупным проектам у разных аналитических групп может не совпадать статистика цифра в цифру. В то же время общая оценка в принципе совпадает. Средних и крупных концессионных проектов реализуется сегодня в России порядка 80 с ежегодным приростом в 30–50 проектов. Но проекты эти долгосрочные, с периодом реализации от десяти до сорока лет.

— Почему, на ваш взгляд, в России подавляющее количество концессионных соглашений заключается в сфере ЖКХ? Ведь сфера инфраструктуры гораздо шире.

— Это отрасль жизнеобеспечения всех граждан страны. И она серьезно недофинансирована при су