Восточный порт отвоевывает рынок технологиями

Русский бизнес / Порты В России может быть введен запрет на неэкологичные технологии перевалки угля в портах, расположенных в населенных пунктах. Одной из первых реорганизации в этом случае подвергнется портовая инфраструктура в Находке
ПРЕДОСТАВЛЕНО ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОРТОВАЯ КОМПАНИЯ»

Стивидоры ожидают очередного передела рынка портовых услуг в крупнейшем на Тихом океане транспортном узле Восточный—Находка. Но на этот раз он будет не криминально-бюрократическим как в 1990-е, и не рейдерско-силовым, как в 2000-е, а цивилизованным и, по большому счету, экономически обоснованным. Речь идет об изменениях правил перевалки угля: сегодня в Думе рассматривается законопроект о запрете перевалки угля открытым способом в портах, расположенных в населенных пунктах. Если такое решение будет принято, многим более чем из трех десятков операторов двух основных морских портовых комплексов в заливе Находка, возможно, придется уйти с рынка, поскольку модернизация мощностей для закрытой перевалки угля требует немалых средств. Тогда большая часть грузооборота, скорее всего, перераспределится между несколькими крупными стивидорами, из которых главные в акватории Находки — АО «Восточный порт», управляемый через дочернюю компанию входящего в «УГМК-холдинг» «Кузбассразрезугля», и «Евраз Находкинский морской торговый порт». Преимущество первого в том, что там собственники уже вложили свыше двух десятков миллиардов рублей и в модернизацию угольного терминала для перевалки угля закрытым способом, и в беспрецедентные для российских портов очистные сооружения. Второй порт только планирует сделать это в течение нескольких лет за 3,5 млрд рублей. И хотя в России немало портов, которые грузят уголь в городской черте, именно Находка обратила на себя внимание властей, поскольку здесь экологическая ситуация в последние годы стала критической.

Город туманов

Когда в июне 1859 года в бухту Врангеля из залива Находка впервые вошел российский корабль «Америка», возглавлявший экспедицию по Японскому морю генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский поначалу не увидел местных красот из-за густого тумана, оседавшего моросящим дождем. Поселяясь в бухте между сопок каждый год в конце мая, эти густые облака теперь половину лета спасают жителей Находки от другого тумана — угольного, который в ясную погоду заполняет город последние двадцать лет, а в последнее десятилетие особенно сильно. Построенный в 40-х годах прошлого века силами заключенных ГУЛАГа город Находка и сейчас оказался невольником собственной экономики. Несколько километров вдоль набережной города занято бесконечной чередой громыхающих железных монстров-погрузчиков, так что ни жить вдоль нее, ни гулять по ней, ни даже подойти к воде нет никакой возможности. Это и есть сам «Порт Находка федерального значения» (название в регистре Росморпорта), глубина которого — 40 метров — позволяет проходить судам с осадкой до 13 метров. Здесь стивидорские услуги оказывают на 22 терминалах примерно столько же частных и государственных предприятий. Из 153 тыс. жителей третьего по величине города Приморья более трети живет за счет работы в портах, налоговые отчисления от которых составляют почти 90% городского бюджета объемом немногим более 3 млрд рублей. Других дел почти нет, кроме как в бюджетной сфере и в малом бизне