Лучше быть программистом, чем инвестором

Финансовые интернет-технологии / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Инвестиции в интернет текут мощным потоком, однако может оказаться, что этот рынок уже вошел в стадию передела сформированного за десятилетие спроса и сверхдоходов тут ждать неоткуда
ТАСС

На первый взгляд все выглядит весьма заманчиво. Например, Twitter, сделавший бизнес на заметках размером в 140 знаков, сегодня стоит около 9 млрд долларов. IPO компании намечено на 2014 год, и ожидается, что к этому моменту она поднимется в цене более чем десятикратно и будет дороже, чем Facebook, которую на момент размещения оценили в 104 млрд долларов.

Прогнозы выручки Twitter больше похожи на упражнения в построении графика-экспоненты: в 2012 году было 288 млн долларов, в 2014-м якобы будет уже 807 млн, а в 2016-м выручка должна перевалить за миллиард. Такое чувство, что пример Facebook, компании с гораздо более внушительными, чем у Twitter, доходами, которая, однако, с момента размещения потеряла треть капитализации, никого ничему не научил. Инвестиционные истории вокруг интернет-компаний выглядят так: команда программистов привлекает инвесторов, причем повторяет это неоднократно, и цена акций для каждого последующего покупателя увеличивается в разы. Заговаривают об IPO. Сводки с внебиржевого рынка заставляют аналитиков и инвестбанкиров постоянно повышать ожидаемую цену размещения. Наконец устраивается IPO, во время которого монетизируют свои доли основатели компании. Цена падает, инвесторы, купившие акции на IPO, остаются с неясными перспективами. Пока хорошо чувствуют себя лишь акции специализированной соцсети LinkedIn, которую используют для профессиональных контактов, но ее финансовые показатели заоблачные — она стоит почти 900 своих прибылей (см. таблицу). А вложения в ту же Facebook, например, сейчас обещают окупиться прибылью компании за 2900 лет (это, конечно, связано с разовым падением прибыли у сети, скорректированное P/E — около 60, но уж больно красива цифра). Все чаще говорят, что в акциях интернет-компаний надулся очередной пузырь.

Мода на Facebook

«Тему пузыря раздувают аналитики или инвесторы с достаточно сомнительной квалификацией, — категоричен специалист УК “Альфа-капитал” Никита Емельянов. — Действительно, если посмотреть на финансовые мультипликаторы, по которым оценены интернет-компании сейчас, то многим они покажутся неадекватными. У рядового инвестора может возникнуть вопрос, зачем платить 50–100 годовых прибылей за компанию с непонятной бизнес-моделью, когда есть, например, старый знакомый Hewlett-Packard за пять годовых прибылей. Дальше история раскручивается сама: если акции падают, то “очевидно, это же пузырь”, если растут — “ну теперь-то точно пузырь”. Являются ли высокие мультипликаторы признаком пузыря? Конечно нет. Например, практически весь 2003 год акции Apple торговались выше 60 по P/E, а сейчас стоят около десяти годовых прибылей. Был ли в этих акциях пузырь в 2003-м? Тогда многие на рынке думали, что да, а сейчас уже об этом никто не вспоминает, так как бумаги с тех пор выросли в 50 раз. Акции Google подорожали в восемь раз с момента IPO в 2004 году, хотя размещались по 55 годовых прибылей».

Впрочем, всех интернетчиков под одну гребенку стричь не стоит. Между компаниями производственными либо теми, в кот

Что такое хороший стартап

Роман Сидоренко, партнер венчурной компании The Untitled VC (Сан-Франциско, США):

— Четкой статистики по тому, как быстро стартапы начинают зарабатывать средства и сколько

из них становится прибыльными, нет. Чаще всего это зависит от конкретных стартапов и их бизнес-

моделей. Как венчурных инвесторов нас интересуют ключевые метрики стартапа. В частности, мы

смотрим на стоимость получения новых клиентов — customer acquisition cost (CAC). Это сумма,

которую надо потратить, чтобы получить платящего клиента. Второй параметр — это долгосрочная

доходность клиента, customer life time value (CLTV), которая показывает, сколько средний клиент на

протяжении жизни принесет денег. Чем больше зазор между этими показателями, тем выгоднее

онлайн-проект. Если CLTV — тысяча долларов, а CAC — 50 долларов, то это очень хорошо. Это

значит, что проект будет окупаться.

■ Записал Александр Кокшаров

Мировой рынок рекламы растет очень медленно; как на всяком зрелом рынке, рост доли одного канала происходит за счет "отъедания" доли другого. Так произошло с интернетом и прессой
Google почти отобрал рекламную долю у прессы. Это означает, что рост его рекламных доходов неминуемо замедлится
Почти все IPO интернет-компаний принесли инвесторам убытки