«Мы будем работать с миллионом генераторов»

Новые технологии для бизнеса / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА Глава «Русэнергосбыта» Михаил Андронов — о том, кто и за что будет платить на рынке электроэнергии через десять лет

Максимум через десять лет энергосистема будет устроена совершенно иначе — в одном лице будут совмещаться статусы потребителя и генератора, и задача современного энергосбыта — предложить адекватные услуги на все случаи. Такую роль собирается занять в российской энергосистеме «Русэнергосбыт», единственный сбыт, который работает на всей территории Российской Федерации — в 68 субъектах, обслуживает более ста тысяч клиентов, среди которых КамАЗ, РЖД, группа ГАЗ. Основные акционеры — ЕСН Григория Березкина и итальянская нефтегазовая компания Enel. В целом у «Русэнергосбыта» примерно 6–7% на рынке продажи электроэнергии в стране. В отличие от холдингов, которые покупали готовые сбыты у РАО ЕЭС, бизнес «Русэнергосбыта» построен с нуля — он интересен как растущий органически на инертном и стабильном российском рынке электроэнергии.

Выручка компании в прошлом году составила около 148 млрд рублей, прибыль — около 5 млрд рублей. Для 730 человек, которые работают в «Русэнергосбыте», производительность труда — почти 7 млн рублей чистой прибыли на человека — цифра существенная даже по меркам американских и европейских компаний.

О том, в чем заключаются рыночные преимущества «Русэнергосбыта», куда движется энергетика и какое место на рынке компания может занять в будущем, «Эксперт» поговорил с ее президентом Михаилом Андроновым.

Без демпинга

— «Русэнергосбыт» — единственная крупная компания, которая практически не представлена на розничном рынке. Как вам при этом удается наращивать свою рыночную долю?

— Любая энергоемкая компания федерального уровня, работающая по всей стране, сейчас может закупать электроэнергию двумя способами: иметь несколько сотен договоров в каждом регионе или один договор с одной компанией, которая называется «Русэнергосбыт». Россия — гигантская страна, и в ней есть огромные федеральные компании, работающие во многих регионах. Мы им удобны.

— Но их не так много.

— Да, их не так много. Но благодаря нашей федеральной сети представительств мы имеем огромную перспективу, потому что рынок розничной электроэнергии пока только формируется.

— Какими темпами вы сейчас растете?

— Мы растем примерно на десять процентов в год, и я считаю, что это неплохо. Причем большой рост показывают крупные клиенты. Это, например, КамАЗ, который в прошлом году показал рост потребления электроэнергии на пятнадцать процентов. Это радует, потому что активность КамАЗа, как и любой автомобильной компании, — это индикатор активности всей промышленности страны. В изготовлении автомобиля участвуют производители краски, резинотехнических изделий, пластмассы, электроники, стекла. Как говорят американцы, когда вы видите машину, вы понимаете, какова ситуация с промышленностью в этой стране.

— Как энергосбыту получить такого клиента, как КамАЗ? Это же достаточно большой кусок рынка. За такого клиента большая конкуренция, не меньше, чем, наверное, за статус ГП, гарантирующего поставщика.

— Желающих было много, как в случае КамАЗом, так и в случае с группой ГАЗ, которая входит