Просто люди у нас бедные

Русский бизнес / РЫНОК МОЛОКА Себестоимость производства молока растет, а потребление падает. Это может привести к падению производства, восстановить которое в этой отрасли будет сложно. А среднее на душу потребление молока в России и так на треть ниже, чем в СССР

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») подвел итоги деятельности молочной промышленности за прошлый год. На первый взгляд результаты молочников позитивные. В 2016 году уровень самообеспеченности России молоком и молочными продуктами составил 81,5% (рост за год на 2,1%), что приближает рынок к нормативам Доктрины продовольственной безопасности РФ (согласно этому документу, доля молочной продукции, произведенной на территории страны, к 2020 году должна быть не менее 90%). Производство товарного молока составляет 20,7 млн тонн и увеличилось на 2,8%. Молочная продуктивность коров поднялась на 2,1%. Переработка молока и производство готовой продукции выросло на 1%. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, доля импортных поставок молочной продукции (в пересчете на молоко) сократилась на 12,2%, а экспорт, наоборот, увеличился на 11%.

Однако по сравнению с предыдущими двумя годами темпы роста в молочной промышленности замедлились, а цены с августа стали расти — за прошлый год средняя стоимость сырого молока поднялась на 10%, до 24 рублей за литр. Участники молочного рынка объясняют такой рост цен вынужденной необходимостью — это отложенный эффект увеличения себестоимости производства за последние два года из-за девальвации национальной валюты. По оценкам АЦ MilkNews, за 2014–2016 годы себестоимость производства молока выросла более чем на 45%, при этом цены на сырье поднялись только на 21%.

Себестоимость производства готовых молочных продуктов тоже выросла. Потребительские цены продолжили восходящий тренд по всем ключевым видам молочной продукции — например, в 2016 году цена на цельное пастеризованное молоко жирности 2,5–3,2% повысилась в среднем на 8%, сыры сычужные твердые и мягкие стали дороже для потребителей на 10,3%, сливочное масло — на 20%.

В результате потребительский спрос в прошлом году упал на 2,5%. Причем даже в условиях падающих доходов населения лишь немногие готовы сокращать свою продовольственную корзину в объемном выражении, поэтому изменилась прежде всего структура потребления молочных продуктов. Россияне стали переключаться на более доступные из них, в которых молочные жиры заменяются растительными: с сыров на сырные продукты, со сливочного масла на спреды и т. д. Если еще четыре года назад доля сырных продуктов в категории «сыры и сырные продукты» составляла 10–15%, то в настоящее время она выросла до 25%.

Молочники всерьез обеспокоены тем, что существующие сегодня позитивные тренды в молочной отрасли — главным образом увеличение производства сырого молока — могут переломиться. С одной стороны, по-прежнему увеличивается себестоимость производства молока, с другой — сокращается платежеспособный спрос. Производители и переработчики находятся перед непростым выбором: либо сокращать объемы производства, либо снижать цены и жертвовать доходностью. Таким образом, впервые за долгое время наша страна столкнется со значительным превышением предложения сырого молока над спросом. По данным «Союзмолока», к концу

После девальвации рубля импорт молочной продукции начал снижаться
Экспорт молочной продукции растет
За год цены на сырое молоко выросли на 16%
По сравнению с советским временем потребление молочных продуктов сократилось на треть
В последние два года темпы роста себестоимости производства молока опережали рост цен на сырое молоко
В прошлом году темпы роста производства молочной продукции сильно замедлились, а по некоторым продуктам рост был отрицательным