Рекордное ускорение

Эксперт-авто / РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК Российский авторынок усиливает разгон: по итогам июля он показал рекордные результаты прироста. Продажи подстегивают эффект отложенного спроса, укрепление рубля, а также новые госпрограммы поддержки автопрома

Продажи новых автомобилей в России набирают нешуточное ускорение: в июле рост рынка достиг рекордных показателей прироста — 18,6% (129,6 тыс. единиц) по сравнению с июлем прошлого года. Такого наш авторынок не видел уже более пяти лет. Последний раз всплеск спроса, подобный нынешнему, наблюдался в феврале 2012-го, когда продажи скакнули на 25%. С тех пор много воды утекло, а главное, драматически сжались продажи: если за 2012 год в России было продано 2,9 млн машин, то по итогам прошлого года — лишь 1,4 млн. В нынешнем же году авторынок пятый месяц подряд оказывается в плюсе. Если в январе и феврале продажи сократились на 5 и 4% соответственно, то весной рынок начал выезжать из ямы: в марте и апреле он увеличился соответственно на 9 и 7%, а летом ускорил рост, прибавив соответственно 15 и 18% (см. график).

Обгон массового сегмента

Отличительная черта нынешнего оживления — уверенный рост продаж автомобилей массового сегмента. Самые продаваемые марки и модели сегодня ощущают повышенное потребительское внимание: так, занимающая первое место в рейтинге продаж Lada продала в июле 26,5 тыс. новых автомобилей (прирост на 22%). Идущая на втором месте Kia реализовала 16,1 тыс. новых машин (прирост еще внушительнее — 37%. Третью строчку занимает марка Hyundai (10,8 тыс., 11%). Далее в первую десятку лидеров входят Renault (10,9 тыс., 20%), Toyota (7,9 тыс., 12%), Volkswagen (7,2 тыс., 24%), Nissan (5,7 тыс., 20%), Škoda (5,3 тыс., 14%), ГАЗ (4,7 тыс., 16%) и Ford (4,1 тыс., 24%).

«Локомотивом продаж становятся автомобили массового сегмента», — констатирует Владимир Мирошников, директор по развитию компании «Рольф».

Помимо лидирующих массовых марок в последние месяцы увеличиваются продажи и брендов среднего звена: например, в плюсе сейчас Mazda (прирост 15%), Mitsubishi (12%), Subaru (23%). Неожиданно в июле «выстрелили» французы — Citroën показал прирост на 56%, Peugeot — на 65%.

А вот с премиальными брендами ситуация несколько иная, прирост здесь наблюдается более скромный, ниже среднерыночного. Так, Mercedes-Benz закончил прошлый месяц ростом на 4%, сдержанно наращивает продажи Porsche (8%), Audi и вовсе провалилась в продажах (спад на 23%). Впрочем, в премиуме неплохо держатся BMW и Lexus (плюс 12 и 16% соответственно). «Постепенно оживающий рынок растет именно за счет активности покупателей массового сегмента — той категории, которая в кризис была неактивна. Премиальные же бренды не получают поддержки со стороны государства и в кризисное время продавались хорошо, но их результаты по итогам последних месяцев слабее», — указывает Александр Зиновьев, заместитель председателя правления ГК «Автоспеццентр».

Что же касается конкретных моделей, то сейчас самый значимый прирост продаж наблюдается у автомобилей Lada. В июле продажи модели Lada Granta увеличились на целых 22% (8,1 тыс.), набирает обороты и сбыт Lada Vesta (25%, 6,4 тыс.), на 16% (до 3 тыс.) увеличились продажи Lada Largus.

Впрочем, многие иностранные модели тоже демонстрируют хороший прирост:

Авторынок растет пятый месяц