Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Инвестируйте свое

2017

В том, что с банком «Открытие» все будет хорошо — для его клиентов и контрагентов, — на банковском рынке никто не сомневается. Вопрос в другом: сможет ли ЦБ исправить системную ошибку и закрыть банковским и промышленным группам возможность тесно срастаться с пенсионными и страховыми деньгами.

Казалось бы, такое сращение — признак высокого уровня развития финансового рынка. В тех же США компании регулярно обмениваются акциями и вкладываются друг в друга. И пенсионные, и страховые деньги они используют очень активно — взять того же Уоррена Баффета с его денежной подушкой в виде активов страховой компании GEICO. Однако там не возникает таких ситуаций, которая сложилась сегодня вокруг группы БОМП. Почему? Во-первых, в США давно поняли риски сращения традиционного банковского и инвестиционного бизнеса. И хотя сейчас постепенно идет процесс смягчения требований, между депозитами и инвестициями все же выстроена стена серьезной толщины.

Во-вторых, рынок США сам по себе более развитый и глубокий. Там, безусловно, встречаются слишком дорогие активы. Но там просто невозможно сделать их слишком дорогими, сконцентрировав у одной группы лиц значительную долю пенсионных накоплений. Как только концентрируется серьезный для рынка финансовый ресурс, владельца этого ресурса так и подмывает то капитализацию своего актива разогнать, то еще что-нибудь придумать. В США за выдумщиками приходит SEC, и хорошо если без сопровождающих из уголовной полиции — просто за многомиллионным штрафом. Те, кто стучит в SEC, имеют право на свою долю от штрафа, так что информирование поставлено хорошо. Там, например, невозможна ситуация, когда владелец банка финансирует за счет привлеченных депозитов свои промышленные проекты, потом бросает банк на санацию государству — и не только не садится в тюрьму, но и не лишается своих активов.

В-третьих, большинство владельцев активов в США — это сами американские компании. Среди крупнейших акционеров почти любой компании из S&P 500, которая включает в себя и банки, вы увидите фонды взаимных инвестиций — BlackRock, Vanguard и т. д. А не офшорные структуры, через множество ступенек выводящие вас на неких физлиц. Вообще, сильно распределенная структура владения и отсутствие мажоритария, как показывает западный опыт, идет на пользу компаниям, в том числе финансовым, в плане прозрачности.

У ЦБ есть все полномочия мегарегулятора, но пока он не создал систему сдержек и противовесов, которая будет просто за счет своей работы обеспечивать прозрачность и работоспособность финансового рынка. Сейчас получается, что клиенты банков защищены АСВ и не волнуются о том, насколько устойчив их банк, а клиенты НПФ демотивированы заморозкой накоплений — зачем искать надежный НПФ, когда твои сто тысяч рублей к пенсии превратятся в тыкву? У общества нет механизмов контроля за теми же НПФ — они просто не обязаны на сколько-нибудь разумной регулярной основе раскрывать свои вложения. Более того, сами банки уже отгородились от рисков контрагентов. После ситуации с Татфондбанком и «Пересветом» банки перестали понимать, как выставлять лимиты на МБК, а свободные ликвидные средства все чаще предпочитают размещать на депозитах в ЦБ. Так, к концу минувшей недели остаток на счетах ЦБ, по информации аналитиков Росбанка, дорос до 1,2 трлн рублей. Наконец, владельцы банков никак не избавятся от привычки прятать все деньги в офшорах, доставая их оттуда, если будет совсем уж невмоготу. А мелких акционеров банков и вовсе можно пересчитать по пальцам — хотя именно они обычно удерживают менеджмент от неоднозначных решений. Если бы все эти группы игроков были заинтересованы в устойчивости и банковского, и пенсионного сектора и хотя бы имели доступ к актуальной информации, у ЦБ и АСВ было бы намного меньше работы.

«Эксперт» №35 (1041)



    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама