Как нейтрализовать новые финансовые санкции против России

Экономика и финансы
САНКЦИИ И АНТИСАНКЦИИ
Введенные США санкции подталкивают российских регуляторов к независимой денежно-кредитной политике и к завершению создания суверенной финансовой системы

В августе 2017 года президент США Дональд Трамп подписал новый пакет санкций против России. Подходы становятся все более комплексными, охватывая все более широкий круг вопросов. Вместо набора актов и инструкций отдельных ведомств, по сути, возникает единый свод санкционных принципов. Пакет подписан, несмотря на то что некоторые из мер, по словам самого Трампа, противоречат американской конституции. Более того, как подчеркивал президент России Владимир Путин, «санкции абсолютно незаконны с точки зрения международного права, нарушают принципы международной торговли и правила Всемирной торговой организации».

Однако представляется, что, хотя эти санкции могут создать определенные трудности для России в финансовой сфере, у регуляторов есть механизмы, которые позволят им нейтрализовать возникающие проблемы.

О возможных последствиях финансовых санкций

Американский закон о санкциях, который был принят 2 августа 2017 года, помимо ограничивающих мер содержит ряд положений общеполитического характера, предполагая дальнейшее исследование широкого круга вопросов (включая финансирование терроризма, сокращение зависимости западных стран и Украины от российских энергоресурсов и др.), а также предусматривает проведение новых исследований относительно возможного расширения санкций в перспективе.

В части финансовых ограничений закон о санкциях включает в себя сокращение сроков финансирования для российских банков и компаний нефтегазового сектора, находящихся в санкционном списке, по сравнению со сроками, которые были прописаны в санкциях, принятых в сентябре 2014-го. Максимальная продолжительность нового финансирования, предоставляемого российским банкам, будет сокращена с 30 до 14 дней, а для компаний энергетического сектора — с 90 до 60 дней (ст. 223).

Согласно закону, минфин США не позже чем 180 дней с момента вступления закона в силу должен представить доклад с подробным анализом эффекта от расширения санкций в виде ограничений на вложения в российский госдолг и деривативы (ст. 242). Это означает, что по результатам доклада не исключено введение ограничений на вложения в эти инструменты.

Кроме того, закон оставляет за президентом США право вводить дополнительные ограничения, касающиеся ряда других вопросов (кибербезопасность, оборона, трубопроводы, приватизация госимущества в РФ) по широкому кругу операций. В частности, президент США может ограничить деятельность американского Экспортно-импортного банка в отношении санкционных организаций и лиц; запретить любому американскому финансовому институту выдавать кредит на сумму свыше 10 млн долларов сроком на 12 календарных месяцев; дать директиву американским представителям в международных финансовых организациях при голосовании противодействовать решениям, направленным на финансирование организаций в санкционном списке. Президент США также может запретить физическим или юридическим лицам США осуществлять инвестиции в акции и долговые инструменты, эмитированные организациями РФ, подпадающими под санкции, а также