Доступное приключение

Русский бизнес / ПРОИЗВОДСТВО НАСТОЛЬНЫХ ИГР В России набирает оборот производство настольных игр. В объеме продаж некоторых производителей их доля достигает 65%. Сегодня у отечественных компаний есть шанс занять значительную долю рынка и даже выйти на экспорт
ТАСС

Российская индустрия настольных игр существует около пятнадцати лет и активно развивается: по данным Discovery Research Group, в 2016 году объем рынка составил 9,1 млрд рублей, хотя еще в 2015-м он находился на уровне 7,6 млрд рублей. Рынок растет быстрыми темпами — в среднем на 20–30% ежегодно. Популярность настольных игр растет наравне с кино и другими развлечениями, поскольку они относительно недороги, разнообразны и интересны для коллективного досуга. «В России один процент населения играет в настольные игры, а в странах Европы — тридцать процентов, поэтому у нас есть большие перспективы роста рынка», — говорит «Эксперту» Александр Пешков, генеральный директор компании «Стиль жизни».

По данным компании «Озон», продажи категории товара «настольные игры» за год выросли на 45%. А обороты ведущих производителей увеличиваются в разы. Например, совокупный оборот лидера рынка настольных игр компании Hobby World в 2010 году составлял 60 млн рублей, а в 2016-м — более 1 млрд рублей.

Своим умом

Формироваться наш рынок начал за счет импортных игр из США и Европы. Позднее стали появляться отечественные авторы настольных игр, которые смогли предложить нашему и западному рынку интересный продукт, например игры «Берсерк», «Данетки», «Кошмариум», «Наместник». «Это наиболее доступное приключение за приемлемую цену — по цене билетов в кино вы получаете игру, в которую можно играть много раз. Развитие сюжета всегда разное, поэтому надоест игра не скоро», — говорит Михаил Акулов, генеральный директор издательства настольных игр Hobby World.

По данным Hobby World, еще пять лет назад в их ассортименте был очень мало отечественных игр, 1–2%, а сегодня их примерно 15%. По данным другой крупной специализированной компании, «Мосигра», доля игр российских авторов в их ассортименте за 2017 год достигла 63,6%.

По мнению экспертов, полностью вытеснить импортные игры у отечественных производителей не получится — мировые бестселлеры на полках останутся, но у российских игр есть все шансы занять значительную долю рынка. Для этого необходимо привлекать новых авторов, которых в России пока что немного: «В России нет школы авторства настольных игр. Все авторы работают в компаниях, они изучают западные образцы и лучшее применяют в своей работе. Так делают во всем мире», — рассказывает Дмитрий Кибкало, основатель и совладелец сети магазинов «Мосигра».

Тем не менее, по словам участников рынка, отечественные игры пользуются хорошим спросом, они лучше адаптированы под российского потребителя, его менталитет, традиции и вкусовые предпочтения. При этом по качеству и содержанию они не уступают иностранным разработкам и пользуются спросом за рубежом — наши игры экспортируют в США, Германию, Польшу, Испанию, Италию и Францию: «Рынки там более конкурентные, зайти на них сложнее, но тот продукт, с которым мы смогли зайти, продается хорошо», — рассказывает Дмитрий Кибкало.

Авторский продукт

Ассортимент настольных игр очень широк: от детских развивающего характера до игр для профессиона