Коммерческий рост

Русский бизнес / КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ Рынок коммерческих автомобилей в России переживает бурный подъем и нашествие «электрических» технологий, которые начинают внедрять и российские производители

Музыка, флаги, шарики, улыбающиеся лица — на крупнейшей российской выставке коммерческих автомобилей Comtrans такого приподнятого настроения не было уже несколько лет. Более двух сотен компаний из 13 стран мира, которые приняли участие в Comtrans-2017, буквально излучали позитив.

Еще бы, такой бурной динамики роста продаж коммерческих автомобилей, пожалуй, не было даже в лучшие годы до кризиса. Так, согласно данным аналитической компании «Автостат», по итогам июля продажи новых грузовиков в России скакнули более чем на 40% (6,6 тыс. единиц), а по результатам первых семи месяцев года результат оказался еще более впечатляющим: рост почти на 45% (26,5 тыс.).

Показатели эти настоящий праздник для рынка коммерческих автомобилей в России после очень тяжелых времен. Напомним, он начал драматически падать в 2014 года. По сравнению с рекордным 2013-м продажи за последние четыре года сократились более чем вдвое (с более чем 100 тыс. грузовиков до 50 тыс. с небольшим, см. график). И хотя нынешний объем продаж все еще недотягивает до рекордных показателей 2013 года, участники рынка надеются, что уже в ближайшие год-два продажи коммерческих автомобилей снова пойдут на рекорд.

«Можно назвать две основные причины нынешнего оживления рынка, — рассказал “Эксперту” на выставке Comtrans-2017 генеральный директор совместного предприятия “Даймлер КамАЗ Рус” Хайко Шульце. — Во-первых, это общее оживление и стабилизация российской экономики, которой требуются новые объемы автомобильных коммерческих перевозок. И второе — это отложенный спрос потребителей, которые из-за кризиса откладывали решение об обновлении своих автопарков. Российские компании больше не могут терпеть и откладывать закупки новых автомобилей, эксплуатация старых машин приносит убытки». «В 2015 году многие компании отложили закупку автомобилей из-за значительного роста их стоимости и цен на комплектующие к ним. Но сейчас, после некой стабилизации рынка и постепенного роста тарифов на услуги, они смогли продолжить обновлять парки коммерческих автомобилей», — соглашается Дмитрий Иевлев, генеральный директор ООО «Авто-ПЭК».

Российские автомобили держат оборону

Что касается традиционного противостояния иностранных и российских производителей на рынке коммерческого транспорта, то здесь в последние месяцы наметился новый тренд. Если в кризисные годы российским маркам удавалось неумолимо наращивать свою долю рынка, то в последние месяцы иностранная техника активно отыгрывает позиции.

Например, по итогам июля лидер рынка КамАЗ недотянул до среднерыночных показателей реализации новых грузовиков, он вырос лишь на 18% (до 2000 штук). А продажи ГАЗа и вовсе упали, в июле их динамика была отрицательной (–5%, 672 штуки). Зато иностранные компании жмут на педаль газа: вышедшая на третью строчку по продажам грузовиков в России марка Volvo в июле увеличила их в два с половиной раза (до 530 единиц), Mercedes, Scania, Man выросли почти в два раза каждая (445, 438 и 415 шт. соответственно), идущая следом марка DAF показ

Продажи грузовиков идут вверх