Новой аудитории — новое телевидение

Международный бизнес
СЕРИАЛЫ
«Эксперт» №38 (1044) 18 сентября 2017
Бум сериалов стал следствием распространения новых технологий и новых бизнес-моделей доставки видеоконтента зрителю
Новой аудитории — новое телевидение

Сериалы — развлечение по-настоящему массовое. В конце августа состоялась премьера финального эпизода седьмого сезона «Игры престолов», и только в день премьеры его посмотрели 16,5 млн человек. Аудитория рекордная: до этого пальма первенства по количеству зрителей в день премьеры принадлежала финалу «Ходячих мертвецов» телеканала AMC. Но и те, кому не нравится детище Джорджа Мартина и HBO, без проблем находят зрелище по вкусу.

В прошлом веке медиамагнаты боролись за аудиторию, создавая столько газет и журналов, чтобы удовлетворить интересы даже самых небольших социальных групп. Свои СМИ были у рыбаков, охотников, любителей вязать крючком. Теперь за аудиторию борются уже производители сериалов: среди многообразия телешоу каждый может найти себе что-нибудь по душе. На телеэкраны выходит такое количество сериалов, что за их просмотром можно провести всю жизнь. В 2015 году в США в эфире был 421 сериал с оригинальным сценарием. То ест, если бы вы решили смотреть по серии нового телешоу каждый день, года бы вам не хватило — не говоря уже о том, чтобы посмотреть эти сериалы целиком. Тогда исполнительный директор FOX Джон Ландграф сделал громкое заявление: сериалов появляется столько, что больше их быть уже не может, в следующем году предстоит спад после активного роста. На следующий год Ландграфу пришлось признать ошибку: число сериалов выросло до 455.

Будущее за онлайном

Мировые тренды на рынке производства сериалов задают медиакомпании США. Из первой тридцатки популярных телешоу 2016 года 27 — американского производства (еще два — японского и один — южнокорейского). Впрочем, европейские страны тоже создают сериалы, которые становятся популярными за рубежом. Особенный успешны британские сериалы: российским зрителям хорошо известны «Аббатство Даунтон» BBC, «Черное зеркало» British Channel 4, «Отбросы» канала E4.

Изобилие сериального контента привлекает к теле- и компьютерным экранам все больше зрителей, что приводит к стремительному увеличению прибыли телеканалов. По популярности и прибыльности телевидение и стриминг вместе уже обгоняют кинотеатры. Как ожидает исследовательская компания PwC, только в США доход от домашних видеосервисов (включая телевидение и стриминговые сервисы) в 2018 году составит 17 млрд долларов, а от кинопоказов — только 12 млрд долларов. При этом еще четыре года назад домашним видеосервисам, казалось, было не угнаться за доходами больших экранов: в 2013 году киноиндустрия США заработала 10,8 млрд долларов, а домашние видеосервисы — всего 7,3 млрд.

Бурному росту производства сериалов способствует развитие интернет-телевидения — сервисов «видео по запросу» (video-on-demand, VOD), в частности гигантов Netflix и Amazon. При использовании этих сервисов абонент сам выбирает фильмы и программы, которые хочет посмотреть; кроме того, эти платформы предлагают и потоковое вещание. С каждым годом они создают контент все быстрее, в то время как базовые кабельные каналы, наоборот, снижают темпы производства.

«Видео по запросу» представлено в