Не бояться узкой колеи

Специальный доклад / РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ ЭКСПОРТЕРОВ РОССИИ Тверской вагоностроительный завод осуществляет стратегию постепенного географии своего присутствия в странах ближнего и дальнего зарубежья
ПРЕДОСТАВЛЕНО ТВЕРСКИМ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАВОДОМ

Летом этого года Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) продал в Казахстан 45 пассажирских вагонов. Эта довольно большая поставка стала знаковой для ТВЗ. Ей предшествовал двухлетний перерыв в экспорте в эту страну, которая всегда была самым крупным внешним покупателем продукции завода. Это сильно отразилось на доле экспорта в общей выручке ТВЗ: с 7,7% в 2014 году она упала до 2,1% в 2015-м, а в 2016-м и вовсе до нуля. Резко уменьшилась и сама выручка — с 27,6 млрд рублей в 2014 году до 17,7 млрд в 2016-м.

Теперь на казахстанском рынке клиентами ТВЗ впервые стали частные перевозчики, которым в конце 2016 года были переданы в обслуживание социально значимые, субсидируемые государством маршруты при условии обеспечения высокого качества перевозок, в том числе за счет обновления подвижного состава. Конкуренцию российским вагонам, оснащенным экологически чистыми туалетными комплексами, установками кондиционирования воздуха, системой обеззараживания воды, персональными для каждого пассажира розетками для подзарядки электронных устройств и усовершенствованным пультом управления, созданным на основе современной системы контроля и диагностики, составили вагоны местного казахстанского, китайского, а также совместного украинско-белорусского производства. Помимо определенного успеха ТВЗ, это означало, что в ближайшем будущем заводу предстоит весьма серьезная борьба за привычные рынки — Казахстана, Белоруссии, Латвии, Литвы, Монголии.

Впрочем, усиливающееся на железных дорогах СНГ (как и России) увеличение количества производителей вагонов не сюрприз для руководства ТВЗ: рост конкуренции со стороны не только Китая, Украины и Белоруссии, но и развитых стран был зафиксирован еще в конце 2015 года в утвержденной новой стратегии завода. Речь идет о таких компаниях, как испанская Talgo, польская PESA, южнокорейская Hyundai Rotem, финская Transtech Oy, швейцарская Stadler Rail Group, чешская Škoda Vagonka, японская Kawasaki HI, которые в той или иной форме (СП, локализация производства, выполнение субподряда, поставки местному перевозчику) уже проникли или попытались проникнуть на «домашние» рынки ТВЗ. Единственным неоспоримым преимуществом российского завода остаются производственные мощности, позволяющие быстро выполнять крупные заказы при хорошем соотношении цены и качества. Договор на поставку 45 вагонов в Казахстан, заключенный в первом квартале 2017 года, был исполнен уже в июне. При этом складывающаяся рыночная конъюнктура создает условия для предельной активизации экспортного потенциала. В упомянутой стратегии говорится о необходимости занять не менее 20% рынка СНГ в сегменте купейных вагонов, 40% в сегменте некупейных, 30% — специализированных. Более того, заводу поставлена задача расширять географию экспорта за счет стран дальнего зарубежья.

В связи с этим трудно переоценить еще один прецедент, сопровождавший сделки ТВЗ в Казахстане, а именно то, что они были заключены при финансовой поддержке Росэксимбанка. «Сделка стала возможной только благодаря этому

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Тверской вагоностроительный завод создан в 1898 году. С 2002 года входит в Трансмашхолдинг. Специализируется на выпуске одноэтажных и двухэтажных пассажирских вагонов, вагонов для международных пассажирских перевозок габарита RIC, электропоездов, вагонов спецназначения и грузовых вагонов, тележек для подвижного состава магистральных железных дорог. Монополист на российском рынке новых пассажирских вагонов локомотивной тяги (более 90%).

Производственная мощность: 1200 вагонов в год.

Выручка в 2016 году: 17,7 млрд рублей.

Число сотрудников: 5300 человек.