Не мешайте саженцам расти

Русский бизнес / АПК Производители саженцев деревьев и кустарников смогли за семь лет втрое нарастить производство и готовы к очередному качественному рывку. Пока им мешает лишь коррупция при госзакупках и безграмотность городских озеленителей
СЕРГЕЙ ЖЕГЛО

После упадка советских зеленхозов рынок посадочного материала в России был почти полностью захвачен иноземными саженцами плодовых и декоративных деревьев и кустарников. Страна с самой большой в мире площадью лесов и богатейшим селекционным наследием почти двадцать лет высаживала в основном дорогие заморские деревца. Но растущий спрос на красивые ландшафты и дворы всего за семь-десять лет привел к появлению в России собственного производства саженцев в промышленных масштабах: наши питомниководы теперь могут предложить посадочный материал, не уступающий импортному по соотношению цены и качества. Рынок мог бы расти и быстрее, но проблема в том, как приучить главных оптовых покупателей — государство и застройщиков — не гнаться за модным, но не всегда жизнеспособным импортом, а уделять больше внимания новым конкурентоспособным отечественным саженцам.

Успех ничьей отрасли

По разным оценкам, с начала 2000-х легальный и теневой оборот посадочного материала прибавлял по 5–30% в год, к 2010 году оценивался уже в 100 млрд рублей, а сейчас превысил 120–130 млрд рублей в розничных ценах. Саженцы плодовых деревьев и кустарников представляют интерес в основном для садоводов-любителей и фермеров, занимая лишь десятую часть всего объема посадочного материала. Львиная же доля продаж приходится на сектор декоративных деревьев, кустарников, однолетних и многолетних цветов. Оптом зеленый товар закупают для озеленения улиц, дворов и пригородных лесов в основном муниципалитеты и госведомства, а также строители и обслуживающие их ландшафтные компании. Если до 2000-х рынок саженцев и цветов стабильно рос наряду с частным жилищным строительством, то после — уже за счет увеличения темпов массового строительства, затем благодаря улучшению положения муниципальных бюджетов, нарастивших расходы на озеленение, и масштабным федеральным стройкам. «Спрос всегда был стабилен, одни факторы его роста сменялись другими, что и позволило российским компаниям перейти от перепродажи или доращивания импорта к собственному производству, — говорит экс-председатель Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ) России и директор Садовой компании “Садко” Андрей Седов. — Даже кризис мы переживаем легче, поскольку граждане, отказываясь от дорогих покупок и поездок, больше внимания уделяют благоустройству дома и сада». Как следствие, с 2010-го по нынешний год долю импорта на рынке посадочного материала удалось сократить с 90 до 70%, то есть собственное производство увеличилось втрое. По данным Минсельхоза, только производство плодовых деревьев и кустарников увеличилось за семь лет с 2,5 млн до 10–12 млн саженцев в год.

Госпитомники уступают место частному бизнесу

Если еще в 2008 году в стране насчитывалось 350 питомников, то теперь их чуть более 200, что при кратном росте производства говорит о вымывании неэффективных хозяйств. Десять лет назад доминирующее положение в выращивании саженцев занимали муниципальные и государственные предприятия, так называемые зеленхозы, владевшие сетью