Площадь мира

Политика / РЕФОРМА ООН ООН нуждается в модернизации, но консенсусного рецепта реформы ни у кого нет. Между тем ООН — это не только Генассамблея и Совет Безопасности, но разветвленная структура наднациональных институтов
ТАСС

Президент США выступил с инициативой реформировать структуру ООН. Что настораживает в этой далеко не новой инициативе, на этот раз прозвучавшей из уст Дональда Трампа? Прежде всего, проект реформы из десяти пунктов сводится к сокращению членских взносов, сотрудников аппарата, совершенствованию структуры организации, ликвидации дублирующих друг друга подразделений. При этом Трамп не стал предварительно согласовывать проект с постоянными членами Совбеза. Никак не затронул он — до поры? — вероятность изменений в Совете Безопасности. А это ключевой вопрос.

Инициативу Трампа проясняет обнародованный проект федерального бюджета США на 2018 год. В условиях катастрофического роста госдолга расходы Вашингтона на ООН и ее программы в прежнем объеме 10 млрд долларов ежегодно уже неподъемны. В проекте сокращаются расходы на миротворческие миссии ООН на один миллиард долларов, а взносы в бюджет международных организаций урезаются на 44%. Постпред США в ООН Ники Хейли уже пригрозила пересмотреть все миротворческие миссии. С целью повышения эффективности их работы, конечно. И сокращения расходов на полмиллиарда долларов.

Но есть еще одно необходимое для Вашингтона сокращение — сокращение значимости и влияния России. Если называть вещи своими именами, то надо признать: от былого величия СССР постперестроечной России досталось лишь ядерное оружие, природные ресурсы и членство в Совете Безопасности ООН с правом вето. Отказ от этого права в сегодняшних политических и экономических реалиях мгновенно превратит Россию из великой державы в одну из уже многочисленных стран, обладающих ядерным оружием. Не в КНДР или Пакистан, конечно, но даже не в Индию. Ресурса для сохранения своих привилегий в случае коренной реформы ООН у нас нет. А потому любая трансформация этой организации пока будет не в нашу пользу.

Консервация не выход

ООН существует более семидесяти лет. Мир за это время очень изменился. Индия уже давно не колония Великобритании, а быстро развивающаяся держава. Разгромленная и разделенная Германия объединилась и вновь стала главной политической и экономической силой в Европе. С Бразилией, в очередной раз подтверждающей латиноамериканскую поговорку «Куда свернет Бразилия, туда свернет и вся Латинская Америка», невозможно не считаться. Как невозможно не считаться с традиционным лидером арабского мира Египтом, при всех его нынешних проблемах. И все эти страны вне Совета Безопасности, что нисколько их не дискредитирует. Наоборот, бьет по авторитету и влиянию Совбеза и самой ООН. Но изменение статуса тех же Германии, Индии, Бразилии возможно — или с увеличением государств с правом вето, или с отказом от права вето вообще. Оба варианта для России неприемлемы. Отсюда позиция постпреда России в ООН Василия Небензи: «ООН не нуждается в радикальном реформировании».

Но консервация ООН в нынешнем виде тоже невозможна. Можно, конечно, произвести «сокращения дублирующих, избыточных или частично совпадающих функций, включая главные органы ООН»: упразднить наконец Совет по