«Спаситель мира» поможет Дмитрию Рыболовлеву

Повестка дня

Бывший пермский предприниматель и экс-владелец «Уралкалия», а ныне резидент то ли Кипра, то ли Монако Дмитрий Рыболовлев решил выставить на продажу принадлежащую ему картину «Спаситель мира» с начальной ценой 100 млн долларов. Многие эксперты считают, что это произведение не что иное, как пятнадцатая картина великого Леонардо да Винчи. Впрочем, даже они до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, в какой период жизни мастер мог ее написать: в миланский или во флорентийский. Тем не менее нью-йоркский аукционный дом Christie’s взялся организовать торги, которые должны пройти в середине ноября.

На первый взгляд в этой истории нет ничего удивительного. Не секрет, что сам Рыболовлев, некогда получивший от продажи «Уралкалия» чуть ли не семь миллиардов долларов, уже несколько лет ведет бракоразводный процесс со своей супругой, которая при самом благоприятном развитии событий может рассчитывать на половину его состояния — то есть на три с половиной миллиарда. Проблема в том, что таких денег у Дмитрия Рыболовлева в наличии нет. Вырученные от продажи акций ведущего российского производителя удобрений средства он тратил то на футбольный клуб «Монако», то на виллы в одноименном княжестве, а также в других странах Европы, то на покупку многоэтажных апартаментов в небоскребах Манхэттена для себя и дочери, то на пополнение невообразимой по масштабам собственной коллекции картин. В ней помимо «Спасителя мира» есть шедевры Марка Ротко, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и других знаменитых художников. Авторство и подлинность этих работ сомнений не вызывает, у каждой ясный и четкий провенанс.

Иное дело «Спаситель…». Считается, что картина написана где-то между 1496 и 1500 годами по заказу английского короля Карла I, но потом кому-то подарена, а позже вообще пропала из поля зрения. И неожиданно нашлась лишь в середине XX века. Правда, тогда ее приписывали не Леонардо да Винчи, а его ученику Джованни Больраффио. И поэтому относились к ней без должного почтения. Во всяком случае, пресса писала, что поверх картины были нанесены другие изображения — в частности, Спасителю вроде бы даже дорисовали бороду и усы. Надо ли говорить, что и стоимость работы тогда оказалась крайне невелика. После первичной реставрации на аукционе Sotheby’s в 1958 году ее продали всего за 45 фунтов стерлингов. А чуть позже, при продаже недвижимости прежнего собственника из Аризоны, это же полотно ушло уже за 10 тыс. долларов. Но на миллионы долларов, а тем более на сотни миллионов явно не тянуло.

И вот наконец в 2005 году некий Роберт Саймон, представляющий консорциум новых владельцев, провел экспертизу полотна с участием многочисленных знатоков из Метрополитен-музея, Национальной галереи и других известных музеев. Все они вроде бы признали в «Спасителе мира» работу великого мастера. Но вот прессе их безусловные заключения (если они вообще были) никто не предъявил, да и публично они своего мнения вроде как не выражали. Как бы там ни было, но Саймон продал картину за 80 млн дол