Рынок зерна требует перестройки

Русский бизнес
АПК
«Эксперт» №43 (1049) 23 октября 2017
Субсидирование перевозок зерна не решит проблему его растущего перепроизводства. Дальнейшее наращивание объемов производства и экспорта зерновых возможно лишь при системном подходе к развитию логистической инфраструктуры
Рынок зерна требует перестройки

Самый главный российский аграрный рынок — зерновой — зашел в тупик, поскольку мы уже не можем переработать внутри страны и продать за рубеж все, что собираем. Чтобы избежать разорения сотен хозяйств, правительство решило помочь наиболее затоваренным регионам Урала, Сибири и Поволжья бесплатно вывезти зерно на экспорт. Пока что речь идет о субсидиях на вывоз зерновой продукции железнодорожным транспортом в этом и следующем годах для поддержания цен на нее в удаленных регионах. Однако тем самым правительство, по сути, расписалось в том, что более чем за пятнадцать лет почти всегда стабильного роста урожая оно так и не смогло выстроить сбалансированную систему развития подотрасли. Научившись выращивать больше колосьев на одном гектаре, аграрии теперь азартно увеличивают валовые сборы, порой не понимая, смогут ли вообще продать урожай. Поскольку внутреннее потребление зерна растет кратно медленнее, чем его производство, а прорваться к внешним рынкам становится все труднее, цены в некоторых регионах падают, а заодно снижается маржинальность рынка в целом. То, что подотрасль на пике подъема требует ручного управления внерыночными инструментами в виде субсидий и интервенций, говорит об ошибках в реализации стратегии ее развития, которая в конечном счете сводится к завоеванию внешних рынков сбыта. А значит, правительству придется серьезно пересмотреть систему стимулов и мотиваций, чтобы гармонизировать наращивание объемов производства зерна с развитием экспортной инфраструктуры и внутреннего спроса.

Бесплатный вывоз не для всех

Минсельхоз стребовал на этот и следующий год один и два миллиарда рублей соответственно на субсидирование растениеводам семи регионов Сибири, Урала и Поволжья стоимости вывоза зерна (для выравнивания цен с производителями южных регионов). Эти средства получит РЖД, которое будет выставлять нулевой счет грузоотправителю за вывоз зерна из этих областей к южным портам. По расчетам Минсельхоза, это повысит интерес трейдеров-экспортеров к товару из дальних регионов, что позволит сибирским аграриям избежать убытков, а уральским и приволжским — повысить рентабельность производства с 12 до 15–20% (при том что в южных регионах она вдвое выше). «Это простимулирует закупку зерна трейдерами-экспортерами именно в дальних регионах, где цена почти на треть ниже рынка, но и доставка оттуда стоит дорого, что делает его непривлекательным, — говорит президент Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции Сергей Балан. — Поэтому трейдеры покупают в основном экспортные партии в южных регионах, где его столько, что можно продавать целый год. Бесплатная перевозка позволит зернопроизводителям отдаленных регионов увеличить отпускную цену в среднем на 700–1000 рублей за тонну».

Полон оптимизма и министр сельского хозяйства России Александр Ткачев: он уверен, что благодаря субсидиям «мы не будем хранить на элеваторах зерно, значит, это не будет давить на внутренние цены, мы не будем обслуживать это зерно, а это порядка десяти миллиард