Пекари без зерна не останутся

Повестка дня
Москва, 30.10.2017
«Эксперт» №44 (1050)

ТАСС

Решение правительства ввести нулевую ставку тарифа на вывоз зерна по железной дороге на экспорт для семи регионов Урала, Сибири и Поволжья насторожило губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. В своем письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу он заявил, что интенсивный экспорт зерна повлек за собой замедление поставок на крупнейшие мукомольные предприятия региона из-за недостатка вагонов. Как передал «Коммерсант» со ссылкой на копию письма вице-премьеру, в нем Полтавченко утверждает, что дефицит подвижного состава создает «риски срыва сроков поставок, роста себестоимости зерна и остановки производства», а все это «критически скажется на снабжении городских мукомольных производств и может привести к дефициту хлебопекарной продукции и росту цен». Для пережившего блокаду города само словосочетание «дефицит хлеба» звучит особенно драматически и не могло не вызвать резонанс.

Между тем сами питерские мукомолы, похоже, удивлены такому ажиотажу: «Официально заявляю, что никакого дефицита зерна не ожидается, в Ленинградской области достаточно госрезерва, — заверил “Эксперт” президент Российского союза мукомольных предприятий Аркадий Гуревич. — У крупнейших комбинатов региона — Петербургского мельничного комбината (ПМК) и Ленинградского комбината хлебопродуктов им. С. М. Кирова (ЛКХП), а также у ГУП “Продовольственный фонд” — вполне хватает и собственных запасов. Другое дело, что поставки в октябре шли и в самом деле медленнее, чем в том же месяце в прошлом сезоне, но уже в ноябре восстановится обычный режим. Просто некоторые мукомолы торопятся закупить как можно больше архидешевого зерна, но дефицита не будет, поскольку его в стране столько, что некуда девать». С ним отчасти согласен и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, который считает, что экспортные вагоны с зерном обрабатывают слишком медленно: «Документы очень долго оформляют, вагоны простаивают ночами и в выходные, поэтому можно приветствовать предложение Минтранса перевести Россельхознадзор на круглосуточный режим работы», — говорит Злочевский.

Как уверяют сами операторы подвижного состава, проблема возникла потому, что рынки зерна и вагонного парка развивались асимметрично. Если сборы зерновых ежегодно растут на 15% и более (120 млн тонн собрали в прошлом году, а в этом ожидают свыше 130 млн), то вагонный парк последние три года активно сокращался из-за указания правительства активно списывать устаревшие вагоны. Списали их 112 тыс. только в прошлом году, так что на сети осталось 418 тыс. Ожидается, что в последующие годы спишут около 30–40 тыс. вагонов — примерно столько же ежегодно поставляют на рынок нового подвижного состава вагоностроительные компании. При этом с зерновозами и в самом деле ситуация непростая: пришлось списать около 3,3 тыс. — почти десятую часть парка. «В целом владельцы зерновозов справляются с объемом грузов на уровне прошлого года, с дополнительным урожаем возникают местами проблемы, и такая ситуация продлится года три-четыре, в том числе из-за запрета на продление срока службы ряда вагонов, которые и далее будут списывать, — пояснил “Эксперту” заместитель председателя НП операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. — В то же время мало кто готов закупать новый парк, поскольку новый вагон стоит очень дорого, а правительство субсидирует сейчас приобретение в лизинг в основном универсальных вагонов».

В свою очередь мукомолы предлагают правительству другой вариант выравнивания обеспеченности сырьем разных регионов: «В настоящее время крупнейшие мукомольные предприятия имеют наполовину пустующие мощности по хранению, в то время как у зерновиков они переполнены, — говорит Аркадий Гуревич. — В то же время у мукомолов не хватает денег на пополнение запасов, поскольку сейчас предприятиям отрасли повсеместно отказывают в предоставлении льготных кредитов на пополнение как оборотных средств, так и инвестиционных, хотя они имеют право на них. Мы считаем, что выделение всего миллиарда рублей на кредиты позволит в следующем сезоне снять на рынке напряжение с вывозом зерна». 

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (1050) 30 октября 2017
    Хватит хаипить
    Содержание:
    Последний поход биткойна

    Криптовалюты не смогут подвинуть фиатные деньги. Максимум, на что они способны, — встроиться в существующую финансовую систему. Причина проста: регулирование сведет на нет все их плюсы

    Повестка дня
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Специальное обозрение
    Реклама