Завести локомотив

Рейтинг
РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ РОССИИ
В России недостаточно используется потенциал повышения конкурентоспособности национального бизнеса за счет снижения стоимости логистики. Государству следует ускорить создание нормативной базы, а транспортно-логистическому комплексу — внедрение современных технологий

Транспортно-логистическая составляющая занимает значительную долю в структуре себестоимости продукции. Не случайно мировые исследовательские группы регулярно проводят замеры параметров качества этих услуг. Одним из авторитетных исследований, позволяющих оценивать уровень развития транспортно-логистического сектора в различных странах мира, считается исследование Всемирного банка Connecting to Compete: Trade Logistics in the Global Economy, в рамках которого рассчитывается индекс эффективности логистики (LPI). Итоги последних замеров для нашей страны неутешительны.

По данным за 2016 год, эффективность таможенных операций в России оценивается (по пятибалльной шкале) в 2,01 балла; качество инфраструктуры — 2,43 балла, простота организации международных поставок товаров — 2,45, качество логистических услуг — 2,76, возможность отслеживания грузов — 2,62, своевременность доставки — 3,15. Россия и раньше не была лидером по этим показателям, но сейчас ее позиции еще и падают. В сравнении с 2014 годом по совокупности показателей Россия спустилась с 90-й позиции на 99-ю, по качеству инфраструктуры — с 77-го места на 94-е, по эффективности работы таможенных органов — с 133-го на 141-е. Только по показателю «качество логистики» Россия сдвинулась вверх на восемь позиций, с 80-го места на 72-е из 160.

В отчете Всемирного банка инфраструктура представлена в агрегированном виде, а вот в «Отчете о глобальной конкурентоспособности» (ежегодный доклад Всемирного экономического форума) она представлена в отраслевом разрезе: по железнодорожной инфраструктуре Россия занимает 25 место, по инфраструктуре аэропортов — 65-е, по портовой инфраструктуре — 72-е, хуже всего у нас ситуация с автомобильными дорогами — 123 место.

По соотношению уровня ВВП на душу населения и качества транспортной инфраструктуры Российская Федерации находится практически на линии мирового тренда, то есть качество инфраструктуры примерно соответствует достигнутому уровню экономического развития, а вот по качеству автомобильных дорог Россия серьезно отстает от стран с близким уровнем экономического развития.

Тарифом по бездорожью

Денег на ремонт автодорог в региональных бюджетах постоянно не хватает. Как известно, дефицит источников финансирования решено было покрыть за счет тех, кто наносит этому качеству самый большой ущерб. По подсчетам правительственных экспертов, дороги больше всего страдают от грузовиков массой свыше 12 тонн: проезд одного такого автомобиля равен износу полотна от проезда примерно 20 тыс. легковых машин.

В ноябре 2015 года в России была введена система «Платон» для взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за пользование дорогами федерального значения.

По данным «Росавтодора», в России зарегистрировано около полутора миллионов транспортных средств массой свыше 12 тонн. Кроме того, по территории страны передвигаются около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. При этом по данным на 2 октябр

Что и как мы считали

Ранжирование компаний производилось по показателю выручки от оказания транспортно-логистических услуг (включая доходы от внутренних и международных перевозок грузов и почты; доходы от погрузочно-разгрузочных, перегрузочных работ; доходы от хранения груза; доходы от предоставления транспортных средств и инфраструктуры в аренду; экспедиторские и логистические услуги) сторонним организациям и физическим лицам по данным 2016 года.

Ограничения исследования:

— выручка компаний не очищалась от посреднических услуг в силу отсутствия этой информации по всем компаниям;

— компании, не предоставившие расшифровку выручки и не публикующие в открытых источниках соответствующие расшифровки, в рейтинговании не участвовали (даже если их основной ОКВЭД полностью соответствует отраслевому признаку);

— компании, входящие в группы и холдинги, не занимают отдельной позиции в рейтинге в случае предоставления головной организацией консолидированных данных;

— компании, общая выручка которых составляет менее одного миллиарда рублей в 2016 году, не участвуют в рейтинговании.

За рамками исследования остаются:

— внутренние логистические процессы, деятельность промышленного транспорта;

— транспортировка трубопроводным транспортом; аффилированные структуры нефтегазовых холдингов;

— деятельность компаний по перевозке пассажиров.

Источники информации:

— данные анкет,

— данные Системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс» и сайтов раскрытия корпоративной информации;

— публичные отчеты компаний.