Бог дизайна

Культура / Выставки В Москве сразу на двух выставочных площадках: в Еврейском музее и центре толерантности и в Третьяковской галерее — первая в России большая ретроспектива Эль Лисицкого
ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ

При жизни Эль Лисицкому удалось выйти из поля влияния Казимира Малевича, после смерти он вернулся туда, откуда вышел. Одна из самых известных и широко растиражированных его работ «Клином красных бей белых» — агитационная вариация на тему супрематизма. Она фиксирует всего одну грань художественного мировоззрения Эль Лисицкого, но столь ярко и прочно, что трудно себе представить, как далеко он ушел в своих последующих творческих поисках. Малевич оказался тем, кто дал ему метод, расширил горизонт представлений Эль Лисицкого о возможностях изобразительного искусства почти до бесконечности, и тот не преминул ими воспользоваться. Проун — проект утверждения нового — полноценная художественная система, созданная им самим и демонстрирующая невероятный уровень его пространственного воображения.

Проуны являют нам художника, одержимого новыми формами. Мы словно заглядываем в совершенно новую реальность, которая существует по каким-то иным, нежели привычные, законам структурирования окружающего пространства. Эль Лисицкий творит с абсолютной верой в то, что работает в новое время и его предназначение — преобразить советский, а вместе с ним и мировой архитектурный ландшафт, чтобы тот, в свою очередь, формировал человека нового типа. Архитектурные замыслы Эль Лисицкого поражают своими масштабами. Прежде всего это небоскреб у Никитских ворот — гигантское сооружение, которому суждено было остаться на бумаге. Возможно, если бы его удалось воплотить в жизнь, это изменило бы ход человеческой истории. Каким оказался бы мир, обустроенный Эль Лисицким? Чтобы его увидеть, не нужно прилагать сверхусилия — достаточно полистать страницы журнала «СССР на стройке».

За девять лет (с 1932 по 1941 год) Лисицкий оформил 19 номеров, а если учесть сдвоенные, а также специальный выпуск, посвященный сталинской конституции, то получается 25 номеров, дающих представление о том, как выглядит идеальный советский мир глазами Эль Лисицкого. Их дополняют фотокниги «СССР строит социализм», «РККА», «Индустрия социализма», «Пищевая индустрия». На их страницах Лисицкий, с помощью фотомонтажа описывая реальность настоящего, создает фантастическую реальность будущего, которое так и не наступило. В нем действуют титаны, вновь пришедшие на Землю и поставившие ее дыбом. Их возможности не знают преград. Они создают идеальный мир — он прекрасен и одновременно пугает своей тотальной упорядоченностью. На последнем творении гения — плакате «Все для фронта! Все для победы!» — мы видим советских людей: они молоды, черты их лиц совершенны. Они спокойны и уверены в победе. За ними гигантская индустрия, способная решить любые задачи.

Даже по прошествии стольких лет и при наличии новых технических возможностей едва ли кому-то удалось превзойти Эль Лисицкого в оформлении как журналов: в них каждый разворот — произведение искусства, так и книг: он прорабатывал их до тонкостей, с невероятной изобретательностью, которая сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Лисицкий оставался практически аноним