«К черту вокал!»

Культура / КИНО Тридцатого ноября в российский кинопрокат выходит фильм «Легенда о Коловрате», саундтрек к которому сочинил Серж Танкян
СТОЯН ВАСЕВ

Евпатий Коловрат — легендарный русский воин времен нашествия хана Батыя. Съемки фильма о рязанском воеводе проходили в Москве в специально построенных на территории завода ЗИЛ павильонах. «Легенда о Коловрате» («Централ Партнершип», киностудия КИТ) — первый российский фильм, полностью снятый с использованием технологии хромакей, когда фон, на котором снимался кадр, удаляют, а вместо него вставляют другое изображение. Как утверждают создатели картины, «ни одного кадра “Легенды” не было снято на натуре». Еще до выхода в прокат фильм был продан в 80 стран, в том числе на важнейшие мировые рынки: в США, Канаду, Германию, Францию, Италию. Для композитора Сержа Танкяна это первый опыт работы в российском кино. Он получил мировую известность как лидер группы System of A Down, участники которой имеют армянское происхождение. Ее альбом Toxicity (2001) разошелся по всему миру тиражом 12 млн экземпляров. Серж Танкян призывал Барака Обаму признать геноцид армян в Османской империи. Он выступает за права животных. Журнал «Эксперт» поговорил с ним о том, каким образом рок-музыканты превращаются в кинокомпозиторов, и о том, какие плоды приносит общественная деятельность.

— Переход из жанра рок-музыки в киномузыку потребовал от вас каких-то специальных усилий?

— Написание музыки — это то, что приносит мне удовольствие. Я начал писать оркестровую музыку и работать с симфоническим оркестром еще восемь лет назад. В дальнейшем продолжал включать в свои сочинения элементы этой музыки и смешивать ее с фолком, электронной и рок-музыкой. Весь этот опыт я задействовал, работая над музыкой для фильма «Легенда о Коловрате».

— Существует ли разница в написании музыки для большой аудитории, с которой вы взаимодействуете непосредственно, исполняя эту музыку на сцене, и той, что воспринимается за редким исключением только в записи?

— Небольшие различия есть. Написание песни — это твое личное вдохновение, твои личные мысли: ты имеешь дело с собственным воображением. Когда работаешь над фильмом или пишешь музыкальное сопровождение к видеоигре либо к какому-то другому контенту, личное воображение задействуешь только частично — по большей части приходится отталкиваться от воображения директора или продюсера. Прежде чем реализовывать свое видение, нужно вникнуть в то, как они представляют себе этот проект. Всю мою жизнь я воплощал исключительно собственное воображение и был очень рад возможности задействовать свои креативные способности в сотрудничестве с другими людьми. Это помогало мне расти как композитору и артисту. В любой момент могу взяться за написание собственной музыки, я это делал всю мою чертову жизнь и делаю до сих пор. Но сегодня меня в большей степени обогащает работа над фильмами и иными проектами, когда я следую за воображением других людей.

— Насколько важна музыка для кино? Какую задачу она в нем выполняет?

— Хороший вопрос. Можно предположить, что без нее нельзя обойтись, в противном случае это уже давно бы сделали. Думаю, задача музыки в фильме, видеоигре или л