Пора сниматься с мели

Русский бизнес / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ Госпрограммы поддержки судостроения призваны обеспечить российским речникам обновление их флотилий и существенно увеличить объем рынка водных пассажирских перевозок
ПРЕДОСТАВЛЕНО МИБ

Российские речные пассажирские перевозки сегодня представляют собой лишь жалкие обломки того, чем был отечественный внутренний флот еще в конце прошлого века. Статистические данные практически по каждому существенному параметру нашего речного флота — наглядное тому подтверждение. Если в 1980 году по внутренним водным путям было перевезено более 103 млн человек, то в 2016-м — всего 13 млн. И если в том же 1980-м средний возраст пассажирских судов составлял 25 лет, то сейчас он дошел до 36 лет, что как минимум на 10 лет превышает срок их безопасной эксплуатации. Треть судов были построены более 40 лет назад, а возраст «Николая Гоголя» — самого старого из судов, до сих пор находящихся в эксплуатации, — более 100 лет. Количество причалов с 1990 года сократилось в три с половиной раза. Протяженность водных путей, казалось бы, уменьшилась незначительно, но на фоне кратного роста протяженности автодорог и процентного — железных это сокращение очень заметно.

Везет не всем

Пассажирское сообщение по внутренним водным путям имеет большой потенциал развития. Хотя бы потому, что в целом ряде российских регионов именно водные коммуникации являются основным способом пассажирского сообщения. Например, в Амурской области регулярно пользуется их услугами 84% населения, в Архангельской — 77%, в Хабаровском крае — 55%, в Республике Коми — 47%.

При этом компании-перевозчики на местных линиях сводят концы с концами за счет дотаций со стороны регионов или муниципалитетов и не могут накапливать средства для обновления флота за счет прибыли от работы уже имеющихся судов, поскольку существенно повышать цены на билеты невозможно — речь идет о социальных перевозках. На себестоимость перевозок критически важное влияние оказывают постоянный рост цен на судовое топливо, которое за последние пять лет подорожало почти вдвое, и растущие издержки на ремонт и содержание стареющих судов. Задача обновления флота решается, если, например, компания, выполняющая регулярные пассажирские рейсы, базируется в благополучном регионе. Так, Марина Камынина, директор по пассажирским перевозкам компании «Северречфлот», созданной по постановлению губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, рассказала, что самое старое из эксплуатируемых компанией судов, «Метеор», было построено в 1975 году. Самое новое, тоже «Метеор», — в 2006-м. В ХМАО принята собственная региональная программа обновления флота, в рамках которой, например, почти на всех судах компании старые двигатели были заменены на новые, более мощные и экономичные, фирмы MAN. В планах на 2018 год — закупка новейших российских судов на подводных крыльях «Валдай 45Р», первое из них прошло процедуру технического спуска на воду в сентябре этого года. Наконец, «Северречфлот» ввел в своей работе опцию, которая многим может показаться просто экзотической, — пассажирские перевозки зимой, выполняемые на судах на воздушной подушке.

«Мы живем в таком округе, где речные пассажирские перевозки имеют критическое значение, — подчеркнула Марина Камын

Динамика показателей пассажирских причалов
Эксплуатационная протяженность путей сообщения по видам транспорта общего пользования в 1980–2014 годах (тыс. км)
Объем перевозок пассажиров по видам транспорта в 1980–2014 годах (млн чел.)