Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Когда развод только на пользу

2017
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПОСОЛЬСТВОМ ФИНЛЯНДИИ В РОССИИ

Исключительный финский прагматизм, креативность и дружелюбие помогли Финляндии эффективно использовать связи с большим соседом для развития собственной экономики

В то время как Россия отмечает столетие русской революции, у Финляндии тоже круглая дата — сто лет независимости. Причем независимости от России. Несмотря на этот и некоторые другие неоднозначные факты российско-финской истории, Финляндии удалось не только сохранить хорошие отношения с СССР и затем с Россией, но и в известной степени построить на этих отношениях изрядную долю своей экономики. Можно сказать, что Финляндия — лучший пример того, как сложились отношения у бывших частей Российской империи. Как же это удалось Финляндии? Недавнее расставание России, например, с прибалтийскими республиками привело к резкому сокращению наших с ними торгово-экономических связей, что в конечном счете отрицательно отразилось на экономической ситуации в самих прибалтийских странах и стало одной из причин миграции населения (уменьшилось количество рабочих мест).

Финляндия же благодаря своему прагматизму, дружелюбию и здравому смыслу смогла войти в список западных стран с развитой экономикой, ее население занимает пятое место по уровню счастья, школьная система образования считается одной из лучших в мире, а уровень эмиграции населения из страны крайне низкий. Финнам нравится жить у себя дома, где созданы все условия для их благополучия.

Западная страна на востоке

Финские ученые любят подчеркивать, что культурно Финляндия всегда была частью западного мира, хотя расположена она гораздо восточнее. И до того, как в начале XIX века она вошла в состав Российской империи, страна шесть веков находилась в составе Шведского королевства. Это, по мнению финнов, сформировало их североевропейский менталитет. В то же время экономическому развитию Финляндии того времени способствовало строительство и бурный рост Санкт-Петербурга, хотя часть товаров финны продавали и в Западную Европу. Главными двигателями экономики стали пищевая и бумажная промышленность, именно за сто лет пребывания в составе Российской империи население Финляндии выросло в три раза — до трех миллионов человек (сегодня — примерно пять с половиной миллионов).

После того как Россия проиграла в Русско-японской войне, ей пришлось пойти на некоторые уступки, и в 1906 году в Финляндии был впервые избран собственный парламент, а финские женщины первыми в Европе получили равные с мужчинами избирательные права. Отношение к правам женщин примечательно в контексте того, что ранее развитие именно женского человеческого капитала позволило стране — и позволяет до сих пор —развивать экономическую активность, на первый взгляд значительно превышающую возможности небольшого государства (в Германии, например, женщины до сих пор в значительной степени исключены из экономической жизни из-за специфической детской образовательной системы).

А уже в 1917 году финский парламент объявил страну независимой республикой. Первые десятилетия самостоятельности прошли на фоне хаоса и гражданской войны как в России, так и в самой Финляндии, и экономические отношения двух стран на время оказались разорваны. Ситуация усугубилась, когда СССР в преддверии Второй мировой войны попытался отобрать у Финляндии часть территорий и проиграл Финскую войну.

Послевоенный взлет

Прагматизм и здравый смысл финнов ярко проявили себя в выстраивании послевоенных отношений с СССР. «В отличие от многих центрально- и восточноевропейских стран, травмированных социалистическим опытом, отношения Финляндии с Россией всегда основывались на прагматичных, даже приземленных поступках. Это было инструментом финской политики по выстраивания доверия среди российской элиты», — рассказывает исследователь финско-российских отношений в Финском институте международных отношений Хиски Хауккала.

Несмотря на то что Финляндия должна была выплачивать репарации, она смогла так выстроить свои контакты с соседом, что, с одной стороны, он не препятствовал ее интеграции с западным миром, а с другой — Финляндия в течение долгого времени была чуть ли не единственной западной страной, пользовавшейся доверием советских лидеров и в таком масштабе допущенной на внутренний рынок СССР (в какой-то момент туда были также допущены некоторые французские компании).

Парадоксальным образом репарации заложили основу дальнейших торгово-экономических отношений между двумя странами, Финляндия продолжила делать для СССР различные товары, хорошо изучив его потребности и особенности. Отчасти торговле помогал тот факт, что она проходила не на валютной основе, как с другими западными странами, а шла напрямую через взаимные клиринговые соглашения: СССР снабжал Финляндию нефтью, а она его — товарами самого широкого спектра, от сложного машиностроения до деревообработки, ширпотреба и продуктов питания. Кто из советских детей 1980-х не помнит чудесного сыра «Виола» и финских сапог?

В середине 1980-х в СССР уходила почти треть всего финского экспорта. Происходило это, однако, не автоматически, а благодаря значительной кропотливой работе финских представителей, иногда месяцами проживающих в России и занимающихся организацией продажи товаров. Советник судостроительной компании Йоуко Сере вспоминал, что однажды провел в Советском Союза практически полгода. В 1980-х Rauma-Repola была крупнейшим экспортером финской продукции в Россию. Это означало, что представители компании ежегодно совершали более тысячи поездок по СССР. Часто в советских городах постоянно работали по тридцать-сорок финнов.

Nokia в CCCР

Склонность финнов к высоким технологиям и телекоммуникациям проявилась довольно рано, однако создать впоследствии компанию — мирового чемпиона ей во многом помог масштаб присутствия именно на советском рынке. Компания Nokia, созданная в 1967 году, стала стремительно наращивать производственные объемы и решать амбициозные задачи, стремясь удовлетворить разнообразные потребности технологически значительно менее продвинутого советского хозяйства.

«Мы продавали в Советский Союз телекоммуникационное оборудование, предназначенное для радиолиний, связи и передачи телевизионного изображения, электронику, а также устанавливаемые в автомобиле радиотелефоны, которые в то время были размером с портфель. Очень много нашего оборудования использовалось при добыче нефти и газа. Мы поставляли также промышленную автоматику и многоканальные анализаторы для ядерных технологий исследования», — рассказывает Стефан Видомски, в то время — директор по экспорту Nokia, а сегодня — почетный член Финско-российской торговой палаты, один из тех, кто налаживал торгово-экономические отношения Финляндии с постсоветской Россией. По его словам, без восточной торговли Nokia никогда бы не стала той известной во всем мире компанией, так как из Советского Союза поступали деньги, которые в больших объемах направлялись на разработку продукта. Почти все разработанные в 1960-е и 1970-е годы телекоммуникационные продукты Nokia была сделаны для рынка Советского Союза или Финляндии. Никуда, кроме Финляндии и Советского Союза, продукцию и не продавали, поскольку во многих европейских странах фактически действовали законы преференций, ограничивающие иностранные закупки.

СССР не давал финским компаниям права собственности на заводы и фабрики внутри страны, но активно покупал линии и оборудование. У Nokia были промышленные заводы, в частности, в Минске, Вильнюсе и Риге. Туда поставлялись компоненты и другие устройства для сборки, а работали на заводах советские рабочие. Обоюдная выгода заключалась в том, что компания получала многочисленные рабочие руки, а СССР при помощи финских технологий и оборудования все-таки как-то модернизировал свое производство.

 74-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПОСОЛЬСТВОМ ФИНЛЯНДИИ В РОССИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПОСОЛЬСТВОМ ФИНЛЯНДИИ В РОССИИ

Ошибка резидента

Развал СССР многими финскими компаниями был воспринят как конец света. Казалось, российский рынок рухнул если не навсегда, то на надолго, и оставаться там смысла нет. Советско-финская торговля практически прекратила свое существование. «Когда в начале 1990-х восточная торговля рухнула и денежные поступления из России прекратились, в Финляндии всем — и политические деятели, и “красные” советники — отвернулись от торговых контактов с Россией. Тогда же Финляндия вступила в Европейский Союз и произошла смена отношений, как в политическом истеблишменте, так и на уровне государственных чиновников. Внезапно все с важным видом полетели в Брюссель, и Россия сразу запахла для них махоркой и квашеной капустой. Нас, специалистов по торговле с Россией, это задевало, потому что, в то время как кланялись Брюсселю, поворачивались задом к России. Мало кто верил тогда в Россию в краткосрочной и даже в долгосрочной перспективе. “Россия — часть прошлого” — таково было общее мнение», — вспоминает Стефан Видомски. На этой волне Nokia тоже ушла с российского рынка, что Видомски считает большой ошибкой компании. По сделкам, заключенным в советское время, Россия осталась должна Финляндии более 600 млн евро, которые она выплатила только в 2006 году.

Характерно, что с падением российского рынка вся финская экономика также оказалась в зоне жесткого спада, безработица в эти годы доходила до 20%.

Новый пик и новый спад

Ситуация начала выравниваться, когда экономика новой России постепенно пошла в гору и финские компании возобновили свою работу в нашей стране. 2012-й и 2013 годы стали пиковыми по общему объему торговли между Россией и Финляндией в наше время. Доля торговли с Россией во внешней торговли Финляндии выросла на 14,2%, до 16,7 млрд евро. В 2012 году экспорт в Россию составил 5,3 млрд евро, импорт из России — 11,3 млрд евро (18,7%), а в 2013-м финский экспорт в Россию достиг 5,7 млрд евро — ровно 10% от общего объема внешней торговли.

Однако санкции, антисанкции и экономический спад в самой России вновь нанесли удар по набравшему обороты торгово-экономическому сотрудничеству. Системные проблемы как в России, так и в Финляндии, на фоне текущих внешнеполитических и внешнеэкономических вызовов обусловили тенденцию к сворачиванию двусторонних торгово-экономических связей. На фоне воздействия комплекса негативных факторов в 2016 году продолжалось снижение товарооборота между Россией и Финляндией. По итогам 2016 года он снизился по сравнению с 2015 годом на 7,7% и составил 9,013 млрд долларов, в том числе экспорт — 6,535 млрд долларов (–7,9%), импорт — 2,478 млрд долларов (–7,2%).

Структуру российского импорта из Финляндии сегодня формируют машины, оборудование и транспортные средства (34,6%), продукция химической промышленности (24,4%), бумага и картон (12,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (3,3%).

В России сегодня работает порядка 400 финских компаний, основная часть которых сосредоточена в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Основные секторы российской экономики, в которые инвестируют финны, — деревообработка («Стура Энсо», «УПМ-Кюммене»), пищевая промышленность («Валио», «Атриа», «Фацер»), химическая промышленность («Нокиан Ренкаат», «Тиккурила», «Текнос»), производство строительных конструкций и изоляционных материалов («Парок»), жилищное, производственное и дорожное строительство (ЮИТ, СРВ, «Лемминкяйнен»), а также энергетический сектор («Фортум»). В связи с политикой российского правительства, нацеленной на максимальную локализацию иностранного бизнеса, большинство финских компаний теперь открыли или открывают свое производство в России. Их высокие технологии, как когда-то в СССР, снова служат модернизации российского производства, только теперь финские компании остаются собственниками этих заводов и фабрик.

Выученный урок

Несмотря на сложные времена, финские компании не спешат покидать российский рынок, хотя за время кризиса их количество несколько сократилось (с 600 до 400). Теперь финский бизнес понимает, что в России выигрывает тот, кто приходит надолго и умеет переживать спады и неурядицы. «Тем, кто стремится к быстрой прибыли, стоит тщательно обдумать выход на рынок России. Если же кто-то готов строить свою деятельность в радиусе десяти-двадцати лет, он может осторожно начинать двигаться в ту сторону. Тем, кто уже работает в России, надо оставаться там, хотя придется столкнуться с испытаниями. Присутствие в России выстраивается в течение долгого времени и с большими усилиями, и эта огромная работа при неправильных решениях может пойти коту под хвост, разрушив все наработки, как в Nokia, к сожалению, когда-то произошло. Доверие партнера как на Востоке, так и на Западе не достигается нервозными подпрыгиваниями», — считает Стефан Видомски.

Однако для тех стойких, кто остался в России, есть и хорошие новости. Как показывает барометр финско-российских экономических отношений, торговля между Финляндией и Россией в 2017 году вновь начала расти. В январе–августе этого года финский экспорт в Россию вырос на 20%, а импорт из России — на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Демонстрирует рост и российская экономика. «В этом году намечается рост нашего экспорта на 20 процентов. Подъем российской экономики, успешная макроэкономическая политика, рост цен на нефть — вот главные факторы, которые влияют на нашу торговлю. Я думаю, что в следующем году мы будем наблюдать рост торговли», — говорит посол Финляндии в России Микко Хаутала.

Устойчивое развитие по-фински

Финский производитель теплоизоляции на основе каменной ваты Paroc, отмечающий в этом году свое 80-летие, работает в 14 странах. В пяти из них, в том числе в России, расположены его заводы. О принципах социальной и корпоративной ответственности компании, объединенных лозунгом «Улучшая окружающий мир», рассказывает директор по маркетингу и коммуникациям ООО «Парок» Таисия Селедкова.

— Таисия Викторовна, каковы основные положения философии компании, если мы говорим о социальной ответственности?

— Paroc внимательно относится к охране окружающей среды, заботится о потребителях и сотрудниках. Эти принципы лежат в основе операционной деятельности, начиная с добычи сырья и заканчивая реализацией готовой продукции. Два года назад компания приняла Кодекс корпоративной этики, в котором прописаны наши стандарты по этим направлениям. Следование им — неотъемлемая часть не только внутрикорпоративной жизни, но и договоров с клиентами и контрагентами.

— Что конкретно делает Paroc для защиты окружающей среды?

— Мы поставили цель перерабатывать как можно большую долю отходов производства самостоятельно. В 2013 году это было 83 процента, в 2016-м — 87, в этом году — 89 процентов. Кроме того, к 2020 году по сравнению с 2011-м мы на 30 процентов сократим энергопотребление. В одном только 2017-м размер экономии составит миллион евро.

Свои заводы компания строит рядом с местом добычи сырья и оптимизирует транспортное плечо. Мы делаем акцент на железнодорожный транспорт как более экологически чистый по сравнению с автомобильным.

— Какова политика компании в управлении персоналом?

— Каждые два года мы проводим исследование Paroc Pulse, посвященное удовлетворенности сотрудников. Работники рейтингуют каждый аспект своей деятельности — от организации рабочего места до взаимодействия с руководством — по пятибалльной шкале, где пять — лучший показатель. Исследование выявляет слабые места, по итогам составляется план действий для каждого подразделения и для каждой страны. Недавно завершился очередной опрос, оценка по компании — четыре.

— Как откликаются на ваш подход клиенты и поставщики?

— К поставщикам мы предъявляем аналогичные требования в вопросах ответственности и защиты окружающей среды. Эти требования год от года ужесточаются, и только те, кто растет и развивается вместе с нами, становятся долгосрочными партнерами. Клиенты ценят наше отношение к вопросам корпоративной этики, а также к выполнению своих обязательств. Мы поставляем им инновационный безопасный продукт вовремя и в нужном объеме и тем самым помогаем развивать бизнес.

«Эксперт» №49 (1055)



    Реклама

    Solid Edge завоевывает внимание на рынке

    Новые инструменты Solid Edge ST10 выводят конструирование, численное моделирование и технологическую подготовку производства на новый уровень.

    Обновление от Canon – больше функций, меньше стоимость

    В линейке принтеров и МФУ i-SENSYS от Canon продукция для домашних, мелких и средних офисов стала доступнее, а один из лидеров рынка снова удивил новыми функциями


    Реклама