От большого договора — к большой сделке

Русский бизнес / АВТОПРОМ У группы ГАЗ Олега Дерипаски может появиться немецкий совладелец
ТАСС

Volkswagen ведет переговоры о покупке миноритарной доли в группе ГАЗ — крупнейшем российском производителе легких коммерческих автомобилей. Об этом со ссылкой на свои источники сообщило агентство Reuters. Других подтверждений намерений немецкого концерна поучаствовать в капитале российского пока нет. На сегодня группа ГАЗ — единственный крупный российский автохолдинг, не имеющий в составе своих акционеров такого иностранного участника из числа мировых автоконцернов, который мог бы в той или иной степени влиять на управление предприятием за счет владения акциями. Владелец контрольного пакета (61,05%) группы ГАЗ — компания «Русские машины», входящая в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Для Volkswagen вхождение в капитал группы несет не только выгоды, но и риски, отмечают участники рынка.

К иностранцам не привыкать

Сотрудничество с зарубежными автокомпаниями у группы ГАЗ, что называется, вписано в генетический код — ее базовое предприятие, Горьковский автозавод, было построено в 1932 при участии американской компании Ford. Шестого декабря автозавод отпраздновал свой 85-летний юбилей, торжественные мероприятия по поводу которого посетил Владимир Путин.

В своей новейшей истории российский автоконцерн больше тяготеет к сотрудничеству с немецкими производителями: в 2010 году было подписано соглашение с Daimler AG, в рамках которого в Нижнем Новгороде организовано производство коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, в 2011-м — с Volkswagen Group Rus. Последний документ предполагал организацию на мощностях нижегородского завода производства автомобилей марки Volkswagen и Škoda. В рамках соглашения было выпущено порядка 200 тыс. автомобилей Volkswagen Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia. Инвестиции в совместный проект с Daimler составили более 190 млн евро, с Volkswagen — 300 млн.

В июле 2017 года партнерство с Volkswagen Group было расширено: контрактное производство легковых автомобилей продлено до 2025 года, достигнута договоренность о поставках двигателей производства Volkswagen для автомобилей семейства «ГАЗель Next». Кроме того, было подписано соглашение о намерениях с Volkswagen Truck & Bus, которое предусматривает стратегическое партнерство с этим производителем легких коммерческих автомобилей, грузовиков средней и тяжелой серий, а также автобусов.

Группа ГАЗ объединяет 13 автопредприятий, входящих в пять дивизионов. Выручка компании превышает 150 млрд рублей, по итогам 2016 года после нескольких лет убытков группа получила прибыль, а продажи автомобилей ГАЗ на российском рынке по итогам прошлого года выросли на 9%, притом что в целом рынок прибавил только 4%. Всего было выпущено более 124 тыс. автомобилей. Капитализация группы превышает 13 млрд рублей, ее обыкновенные акции выросли в цене с начала года более чем на 20%.

И в горе, и в радости

По мнению директора Национального агентства промышленной информации Russian Automotive Market Research (НАПИ) Татьяны Арабаджи, в случае, если сделка с Volkswagen состоится, ее результат

Группа ГАЗ
Объемы производства группы ГАЗ, 2016 год
Выручка группы ГАЗ (МСФО)
Прибыль группы ГАЗ (МСФО)
Доля группы ГАЗ на российском рынке автобусов
Доля группы ГАЗ на российском рынке легких коммерческих автомобилей
Доля группы ГАЗ на российском рынке полноприводных тяжелых грузовиков