Тува выходит на Транссиб

Русский бизнес / ИНФРАСТРУКТУРА Один из самых известных инфраструктурных долгостроев России, железная дорога Кызыл — Курагино, все-таки может быть достроена, что позволит реализовать многомиллиардные проекты добычи полезных ископаемых на юге Сибири

Российские власти утвердили проект строительства магистрали Кызыл — Курагино с использованием механизма концессии. Соответствующее соглашение с инвесторами уже согласовано на совещании у зампреда правительства Аркадия Дворковича.

Напомним, речь идет о железнодорожной линии протяженностью 410 км, которая свяжет станцию Курагино в Красноярском крае со столицей Тувы Кызылом, а также с угольным месторождением Элегест. Эта ветка станет первой железной дорогой в республике и даст региону выход на Транссиб. Ее стоимость оценивается в 192,4 млрд рублей. По условиям соглашения государство гарантирует концессионеру минимальную доходность, и если тот не получит по итогам года необходимой прибыли, разница будет компенсироваться за счет бюджетных средств.

Уже известно, что дорогу будет строить «ТЭПК Кызыл — Курагино», в которой по 47,5% принадлежит Тувинской энергетической промышленной компании (ТЭПК) Руслана Байсарова и управляющей компании «Лидер». А оставшиеся 5% перейдут под контроль оператора линии — РЖД. Предполагается, что ТЭПК и «Лидер» вложат в проект по 28,9 млрд рублей. При этом «Лидер» организует размещение облигаций на 134,6 млрд рублей среди негосударственных пенсионных фондов и институциональных инвесторов и обеспечит их выкуп. Срок обращения этих бумаг составит пятнадцать лет, а их ожидаемая доходность определена по формуле «инфляция плюс 4%».

Но самое интересное, что, если соглашение будет расторгнуто, государство погасит весь долг перед кредиторами. В этом случае право пользования дорогой перейдет федеральному центру, а ТЭПК потеряет вложенные 29 млрд рублей. Вероятность такого сценария крайне низка, но он все-таки может реализоваться, если ТЭПК не построит одновременно с железной дорогой горно-обогатительный комбинат мощностью 15 млн тонн за 130,8 млрд рублей либо если государству придется трижды компенсировать концессионеру недополученную прибыль от эксплуатации дороги до размера минимальной доходности, который пока не разглашается.

Хорошо забытое старое

Концессионные соглашения для развития транспортной инфраструктуры нашей страны применяются довольно широко, но железнодорожный транспорт эта тенденция до недавнего времени обходила стороной.

Первым концессионным соглашением в этой сфере стал проект «Северного широтного хода». Это железнодорожная линия в Ямало-Ненецком автономном округе по маршруту Обская — Салехард — Надым — Хорей — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево. Ее общая протяженность составит 707 км вместе с прилегающей инфраструктурой, стоимость — 230 млрд рублей, в том числе 100 млрд придется на концессию. Соглашение было заключено в прошлом году, а начать строительство планируется в 2018-м и завершить через пять лет.

Однако если в этом случае речь шла о соглашении РЖД с правительством ЯНАО, то при строительстве линии Кызыл—Курагино концессия достанется инвесторам, имеющим к железнодорожному транспорту весьма отдаленное отношение. Руслан Байсаров ранее занимался бизнесом в области торговли нефтепродуктами и сферы услуг. УК «Ли

Добыча угля в Туве
Транспортная инфраструктура и сырьевая база Тувы