Налог на Alibaba

Русский бизнес / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ Российские интернет-магазины теряют свои позиции на рынке из-за усиления давления иностранных интернет-ритейлеров, прежде всего китайской Alibaba. Спасти российский онлайн-бизнес планируется с помощью введения НДС на товары, покупаемые на иностранных торговых площадках

С начала следующего года владельцы российских интернет-магазинов получат подарок в виде нулевой ставки налога на добавленную стоимость для товаров, отправляемых зарубежным покупателям из России. После введения в прошлом году так называемого налога на Google (уплата НДС иностранными IT-компаниями при продаже онлайн-продуктов, сервисов и приложений в России), это уже второй шаг навстречу российскому розничному интернет-бизнесу, который несколько лет подряд сдает позиции крупным игрокам мировой интернет-торговли. Впрочем, пока это очень скромный подарок, поскольку мы почти ничего не продаем по интернету за рубеж, кроме, условно говоря, матрешек и шишек. Проблема в обратном: российский рынок интернет-торговли сокращается под давлением мирового гиганта — китайского интернет-мегамаркета Alibaba, который за счет головокружительных масштабов торговли, низкой себестоимости продукции в своей стране и мощной логистической сети обеспечивает минимальную цену товаров. Поэтому российский онлайн-ритейл, опасаясь разорения, с нетерпением ждет от правительства более уверенного шага — введения НДС на товары, покупаемые россиянами на зарубежных интернет-площадках.

Кризис проредил рынок онлайн-торговли

До 2015 года российский рынок интернет-торговли более пяти лет прибавлял в среднем по 30–35% в год, в основном за счет роста проникновения интернета и растущего доверия потребителей к онлайн-продажам. После почти двукратного падения темпов роста онлайн-торговли в 2015 году рынок вновь активизировался в 2016-м, его объем составил 920 млрд рублей и вырос за год на 21%. В этом году ожидается рост уже на 23%. По прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем продаж к концу года достигнет 1,1 трлн рублей. «Еще в конце 2016-го мы наблюдали некоторые признаки роста спроса, но первое полугодие 2017-го показало, что это не сиюминутная ситуация, а вполне оформившийся тренд», — говорит генеральный менеджер «Ситилинк» Михаил Славинский.

В кризисные годы рынок интернет-торговли заметно сжался. По данным Минпромторга, в 2014 году в стране насчитывалось от 40 тыс. до 200 тыс. (!) интернет-магазинов (общее число участников рынка с трудом поддается оценке, поскольку многие мелкие интернет-магазины постоянно меняют адреса и пачками открывают или закрывают новые сайты), при этом почти 40% оборота приходилось на 50 крупнейших участников рынка. Однако после девальвации рубля и двукратного роста стоимости импорта в 2014–2015 годах почти половина участников рынка, по оценкам экспертов, покинула его. «В основном это произошло потому, что в онлайн-рознице цены повысились вдвое, а в торговых офлайн-сетях они почти не изменились, поскольку у них есть обязательства перед поставщиками о сохранении цен, — говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. — В то же время крупные ритейлеры активно уходили в онлайн продажи, собирая потерянную мелкими магазинами аудиторию».

Вопреки ожиданиям это и помогло быстрее нарастить свое присутствие в интернете круп

Иностранные интернет-магазины занимают треть российского рынка интернет-торговли
Основной драйвер мировой интернет-торговли - рост числа пользователей мобильных устройств
Одежда и электроника - самые ходовые товары в зарубежных интернет-магазинах
Китай всего за несколько лет отвоевал российский рынок у конкурентов
Под налогообложение пока попадает ничтожная часть импорта стоимостью покупки свыше 1000 евро