Слишком щедрые, слишком бедные

Экономика и финансы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ
«Эксперт» №51 (1057) 18 декабря 2017
Более жесткий контроль налоговых льгот, которые раздают регионы, повысит прозрачность их бюджетов. А вот на экономическом росте может поставить крест
Слишком щедрые, слишком бедные

Минфин последовательно приучает регионы к бюджетной дисциплине: в этом году доходы регионов повышаются не за счет экономического роста, появления новых налогоплательщиков и наращивания производства, а за счет ужесточения бюджетной и платежной дисциплины и изменения правил учета доходов и расходов. Вот уже и налоговые сборы в консолидированном бюджете увеличились на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, сообщает ФНС.

Дисциплина, безусловно, важна, но рост налоговых поступлений не должен вводить в заблуждение: роста инвестиционной активности в регионах нет. Это, конечно, не означает полного отсутствия инвесторов и реализуемых ими проектов — они есть, но в основном там, где у местных властей есть долгосрочная стратегия и видение перспективного развития. А вот четкое исполнение инструкций главного финансового ведомства ведет лишь к развитию бюджетной дисциплины и наращиванию долгового финансирования бюджетов. Казалось бы, Минфин преследует благую цель — достичь максимума доходов и минимума расходов. Но такой сугубо балансовый подход может зарубить на корню всякий экономический рост. Ведь кроме прямого эффекта от налоговых льгот в виде прироста налоговых поступлений существуют косвенные эффекты, которые чаще всего оказываются за пределами бухгалтерского и финансового учета.

Журнал «Эксперт» опросил четыре региона — Белгородскую, Тюменскую, Ленинградскую и Калужскую области, — чтобы разобраться в истинном влиянии налоговых льгот на развитие местной экономики.

Долги простят за рост

Вообще, разговоры о повышении эффективности региональных льгот в правительстве ведутся еще с 2012–2013 года. В этом году подготовить методику оценки неэффективных льгот поручил глава правительства Дмитрий Медведев по итогам инвестфорума в Сочи. Позже, уже при рассмотрении бюджета на 2018-й и плановый период 2019 и 2020 годов, глава Счетной палаты Татьяна Голикова указала на необходимость оценки в том числе социально-экономического эффекта по итогам предоставления льгот и освобождений, доля которых в неполученных доходах бюджета достигает 42%. А в конце сентября поручение Минфину представить методику оценки эффективности налоговых льгот на заседании Госсовета дает уже глава государства. Напомним, тогда президент Владимир Путин объявил о старте с января 2018 года программы реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам регионов, с тем чтобы помочь им снизить долговую нагрузку на бюджеты. Дело в том (подробнее см. «Оттолкнулись от дна и всплывают», «Эксперт» № 45 за 2017 год), что, воспользовавшись возможностью брать бюджетные кредиты практически без ограничений, многие регионы попали в ловушку: с наступлением кризиса 2014 года оказалось, что генерируемых доходов недостаточно для того, чтобы расплачиваться по долгам, выполнять свои социальные обязательства и «майские указы». Для решения проблемы региональные правительства вышли на открытый рынок, где и пытались гасить пожар маслом — занимать средства на рынке под рыночный процент.

Теперь закредитованным реги

«Не проиграть в налоговых войнах»

Игорь Бураков, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области:

— Налоговые льготы есть абсолютно у всех регионов и стран; соответственно, налоговый климат в Ростовской области должен быть как минимум не хуже, чем у наших прямых конкурентов — Московской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Воронежской и Белгородской областей, то есть тех регионов, с которыми мы часто конкурируем за локализацию инвестпроектов. Кроме того, мы часто конкурируем за новые промышленные инвестпроекты глобальных компаний с Восточной Европой, Турцией, Украиной, реже — с Юго-Восточной Азией. Инвесторы строят финансовые модели, сравнивают эффективность локализации нового предприятия в разных регионах и странах. Наша цель — чтобы Ростовская область по интегральным показателям как можно чаще попадала в число лучших локаций. И в этом смысле региональные налоговые льготы — важное подспорье. Обычно речь идет об обнулении на пять лет налога на прибыль в региональной части, налога на имущество, а в каких-то случаях и налога на землю.

Соревнующимся за внимание инвесторов регионам важно не скатываться в демпинговые налоговые войны: опустив налоги до нуля, устраивать гонку за все более и более длительным срокам действия льготы. Интегрально демпинг не помогает привлекать больше инвестиций, чувствительность к этой опции падает, зато бюджеты точно теряют. В бесконечном соревновании более привлекательных налоговых условий богатые регионы всегда выиграют у бедных. Ростовская область не самый богатый, но вполне состоятельный и успешный регион, который может себе позволить посоревноваться и точно не проиграть. Однако в совокупности все регионы от демпинга проигрывают, все-таки у налоговых льгот должен быть разумный предел, ведь цель — получить максимальный экономический результат для территории. Правительство Ростовской области в этом смысле всегда придерживается очень взвешенного подхода, у нас нет никаких неоправданных льгот. Минфин постоянно мониторит их эффективность. Если бы те налоговые льготы, которыми мы сегодня стимулируем инвестиции, не предоставлялись, то более чем в половине случаев не было бы никакой дополнительной налогооблагаемой базы.