Большое плавание

Русский бизнес
СУДОСТРОЕНИЕ
«Эксперт» №3 (1059) 15 января 2018
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов уверен, что ей по силам стать одним из лидеров мирового судостроения
Большое плавание

Доля государственного сектора в российской экономике в минувшем году продолжала расти. Есть подозрение, что в 2018-м эта тенденция вряд ли будет переломлена даже несмотря на подписанный президентом в конце декабря указ, утверждающий разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) план развития конкуренции, который включает в себя меры по сокращению госсектора, — слишком велика инерция. Кроме того, внешняя ситуация (санкции) не способствует переходу на «мирные рельсы», в тренде по-прежнему мобилизационное развитие.

В рамках этого тренда в 2007 году была создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Создавалась она с прицелом на масштабное перевооружение Военно-морского флота России. И Министерство обороны остается главным заказчиком ОСК. Однако присутствует и гражданский сектор, хотя и в малой степени. Более того, есть задача увеличить его долю в выручке корпорации в несколько раз.

Традиционно главное при работе с военным заказом — выдержать срок поставки и произвести изделие, отвечающее требованиям заказчика. Эффективность производства, конкуренция здесь на втором плане. Важно суметь доказать заказчику, что поставленная продукция стоит именно столько.

Другое дело работа в гражданском секторе. Здесь на первый план выходит как раз умение работать в конкурентном поле, контролировать себестоимость, повышать эффективность производства.

О том, возможно ли совместить два этих подхода и насколько эффективно государство в качестве владельца высокотехнологичных промышленных активов, «Эксперт» поговорил с Алексеем Рахмановым, президентом Объединенной судостроительной корпорации.

— Я так понимаю, что одним из главных событий прошедшего года для ОСК стало установление профессионального праздника — Дня кораблестроителя. Да?

— Думаю, не только для ОСК, но и для всей отрасли. А десятилетие ОСК оказалось «вблизи» от столь масштабного кораблестроительного юбилея. Должно быть, те, кто принимал решение о создании корпорации, держали в уме, что триста сорок лет назад царь Алексей Михайлович начал строить корабли на государственные средства.

История доказывает, что без государственной поддержки судостроение ни в одной стране долго не живет. И для корабелов — как три с половиной столетия назад, так и сейчас, — важно стремление государства строить сильный флот. И гражданский, и военный.

— Существует точка зрения, что государство не самый эффективный собственник.

— Не надо путать государство и некоторых нанятых менеджеров. Возьмем, скажем, «Росатом». Вы ведь не станете спорить с тем, что это эффективная компания? И то, что она принадлежит государству, ей вовсе не мешает. Или обратимся к международному опыту в судостроении. Например, итальянская компания Fincantieri, по сути, государственный бизнес. Который в то же время образцово выполняет как военные, так и гражданские заказы.

Я готов согласиться, что государственное управление может работать медленно, все-таки у бюрократической машины есть свои особенности. Частники способны выдавать продукт быстрее.