Мост воссоединения

Русский бизнес
ИНФРАСТРУКТУРА
«Эксперт» №3 (1059) 15 января 2018
В 2018 году вступит в эксплуатацию первая очередь Крымского моста, одного из самых грандиозных и амбициозных инфраструктурных проектов в новейшей истории России
Мост воссоединения

Наступивший 2018 год обещает пополнить транспортную инфраструктуру России новым мостом — крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире.

Еще в декабре прошлого года министр транспорта РФ Максим Соколов подтвердил, что автомобильное движение по Крымскому мосту откроют до конца 2018 года. «Мы подтверждаем, что Минтранс справится с этой задачей. До конца 2018 года рабочее движение по автомобильной части Крымского транспортного перехода будет открыто, причем это касается не только мостового сооружения, но и подходов к нему, — заявил министр. — На сегодняшний день установлены уже все пролетные сооружения по дорожной части моста. Нет никаких сомнений, что поставленную президентом задачу мы выполним».

Мост свяжет вернувшийся в состав России Крым с «континентом», протянувшись на 19 километров от Таманского полуострова в Краснодарском крае через Керченский пролив к крымскому берегу в районе Керчи. С такой протяженностью он станет крупнейшим в России, своего рода апофеозом бурно развернувшегося в последние полтора десятилетия отечественного мостостроительства (см. таблицу 1).

Из 19 километров общей протяженности Крымского моста лишь 7,5 пройдут над морем, а оставшиеся 11,5 будут представлять собой сухопутные участки мостового перехода — пятикилометровая дамба и лежащий в проливе остров Тузла. Впрочем, это тоже впечатляющий показатель, даже на фоне китайских гигантов, особенно если учесть, что львиная доля их протяженности — наземные эстакады (см. таблицу 2).

Фактически Крымский мост будет представлять собой параллельные мосты: железнодорожный на два пути и автомобильный на четыре полосы движения. Именно автомобильный мост должны запустить уже в этом году. Что касается железнодорожной части, то ее ввод ожидается в 2019-м. И этот ввод будет венчать более чем столетние усилия.

 

Вековая выдержка

 

На самом деле идея строительства моста через Керченский пролив возникла довольно давно. Более того, несколько раз она принимала вполне реальные очертания.

Первый проект моста в районе Керчи был подготовлен еще при Николае II. Российская империя имела вполне приличный опыт сооружения крупных мостовых переходов: можно отметить, например, возведенный в 1913–1916 годах Алексеевский (с 1917 года — Хабаровский) мост через Амур, который с учетом подъездных путей имел протяженность без малого четыре километра и в своем первозданном виде прослужил до реконструкции 1990-х. Однако реализации крымского проекта помешала мировая война.

Снова к идее перебросить мост через Керченский пролив вернулись в 1930-х годах. Появился проект строительства железнодорожной линии Херсон—Поти через Крым, в том числе через потенциальный мост над Керченским проливом. И снова помешала война.

Очередную попытку навести переправу через Керченский пролив предприняли немцы во время оккупации Крыма. Первоначально речь шла о строительстве полноценного моста, они успели даже соорудить небольшую железнодорожную ветку, которой предстояло стать частью подходов к будущему мосту, а также завезти в Крым знач