Рано успокоились

Макроэкономика
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
«Эксперт» №3 (1059) 15 января 2018
Исчерпание ранее запущенных и дефицит новых инвестиционных проектов национального масштаба определяют нынешнюю паузу в хозяйственном развитии. Очевидные кандидаты на роль сменщиков — модернизация ЖКХ и транспортной инфраструктуры
Рано успокоились

Россия вошла в 2018 год, имея анемичный экономический рост, толком не отличимый от стагнации. Зримые достижения страны на международной арене слабо конвертируются в повышение экономической мощи нашей страны. Хуже того, по уровню реальных доходов абсолютного большинства населения за последние годы произошел чувствительный откат назад. Даже восстановление уровня жизни 2013 года ожидается лишь к концу нынешнего десятилетия. И дело не только в изменчивой конъюнктуре сырьевых рынков (она, кстати, в прошлом году благоволила России) или западных санкциях. В гораздо большей степени виновны в этом системные дефекты нашей собственной экономической политики.

Ее эволюция последних девятнадцати лет, считая от разгребания завалов дефолта 1998 года, проходила под знаком исключительно жесткого, почти не знавшего компромиссов противостояния между двумя подходами или системами взглядов, которые можно обозначить как «политика развития» и «политика крепкого тыла».

И хотя доминирующей парадигмой финансовой и денежно-кредитной политики был именно «крепкий тыл» (подавление инфляции любой ценой, минимизация бюджетного дефицита и госдолга, накопление резервов), сейчас, в период разлитой в воздухе апатии и уныния, кажется особенно уместным вспомнить примеры модернизационного реванша.

Мы попытаемся вкратце проанализировать главные отраслевые прорывы последних двадцати лет, так или иначе инициированные государством, сопоставить их по масштабу предпринятых инвестиций, оценить отдачу, учитывая мультипликативные эффекты на смежные отрасли.

В итоге мы выйдем на ключевую гипотезу: именно затухание инерции ранее запущенных и дефицит новых инвестиционных проектов национального масштаба определяют нынешнюю паузу в хозяйственном развитии.

Цифровизация экономики, будучи модной темой, на самом деле профанация настоящего хозяйственного целеполагания. Она дает ответ на вопрос, как делать, но не что делать.

Кандидатов на роль новых модернизационных драйверов российской экономики высасывать из пальца, слава богу, не надо. Они давно известны. Это реновация жилищно-коммунального хозяйства городов и качественный рывок в развитии автомобильной и железнодорожной инфраструктуры нашей протяженной родины.

Углеводородно-трубный суверенитет

Хронологически первым масштабным деянием в русле политики развития в 2000-е годы стало создание сети новых магистральных экспортных трубопроводов (БТС-1, «Голубой поток», ВСТО, ВСТО-2, БТС-2, «Северный поток»), что позволило удвоить физический объем экспорта нефти и диверсифицировать направления экспорта газа, кардинально снизив зависимость от недружественных стран-транзитеров.

Реализация этого амбициозного замысла растянулась без малого на полтора десятка лет (1999–2012 годы, газопровод в Китай «Сила Сибири» сейчас в разгаре строительства, «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» согласовываются). Суммарные капитальные вложения в эти важнейшие геополитические проекты оцениваются нами в сумму под 90 млрд долларов (в текущих ценах и обменных курсах соответствую