Русское кино: как мы его полюбили

Культура
Кино
«Эксперт» №3 (1059) 15 января 2018
Кассовые показатели русского кино на внутреннем рынке выросли на 50% по сравнению с предыдущим годом. Доля российского кино по сборам впервые превысила двадцатипроцентную планку
Русское кино: как мы его полюбили

Главная сенсация прошлого года — успех картины «Последний богатырь», которой удалось превзойти результат «Сталинграда» четырехлетней давности, собрав 1,672 млрд рублей (здесь и далее приведены данные сайтов «Бюллетень прокатчика» и «Кинопоиск»). Самое удивительное — сборы «Последнего богатыря» во вторую неделю проката, когда у большинства картин они уменьшаются, как правило, более чем наполовину, напротив, выросли на 12%. Ему удалось нарушить общепринятый распорядок распределения кассовых сборов: основной зритель всегда приходит в первые дни проката кинокартины, а затем интерес к ней резко падает — маркетинговая машина всегда фокусирует зрительское внимание на премьерных показах. Не исключено, что это произошло благодаря тем зрителям, которые проигнорировали «Последнего богатыря» в первую неделю показа: пренебрегают либо только отечественным кино, либо кинотеатральными показами в целом. Но общественный резонанс оказался таким сильным, что была нарушена привычная модель потребительского поведения. Почти наверняка не обошлось без повторных просмотров — настолько «Богатырь», как оказалось, отвечает внутренним запросам зрителей.

 

Богатырь номер один

 

До сих пор из всех фильмов, снятых Дмитрием Дьяченко — режиссером «Последнего богатыря», самый выдающийся коммерческий результат продемонстрировала три года назад «Кухня в Париже», собравшая в прокате полмиллиарда рублей. Прошлогодние «СуперБобровы» принесли скромные 287 млн, и это свидетельствует о том, что Дьяченко, ремесленник комического жанра, набивший руку на комедийном шоу «Большая разница» и сериале «Кухня», умеет четко решать поставленные перед ним задачи и при этом избегать откровенных провалов. Бюджет «Последнего богатыря» компания Disney не разглашает, но можно предполагать, что речь идет о сумме, не выходящей за пределы 10 млн долларов. Продюсер фильма глава «Уолт Дисней Компани СНГ» Марина Жигалова-Озкан на пресс-конференции, посвященной началу проката фильма, принципиально не стала раскрывать его бюджет, но при этом не скрывала своих амбиций. Она была уверена в масштабном успехе фильма, хотя на первый, критический, взгляд он не был так очевиден. Фильм сделан по диснеевским сценарным лекалам на основе русского фольклора. В отличие от предыдущего производственного опыта Disney, «Книги мастеров», в которой был воспроизведен в чистом виде сказочный мир, главный герой «Последнего богатыря» — классический «попаданец». Он переходит из современного мира в сказочный, перенося туда стандарты поведения современного человека, его лексический запас и даже прихватывает гаджет, который на удивление долго обходится без подзарядки.

Использование этой сюжетной схемы и оказалось тем самым попаданием в цель, приведшим в кинотеатры рекордную по численности для русских фильмов аудиторию. По итогам года «Богатырь» оставил позади «Форсаж 8», «Стражей галактики 2», «Гадкого я 3», «Босса-молокососа» и «Тора: Рагнарек». Ему не удалось обойти лишь новую часть франшизы «Пиратов Карибского моря», собравшую в отечест