Хватит ли у Tesla заряда?

Экономика и финансы
Рынок акций
«Эксперт» №4 (1060) 22 января 2018
Будущее Tesla Motors будет зависеть от продаж новой Model 3 и действий автогигантов. Сейчас же капитализация компании похожа на пузырь, готовый лопнуть в любой момент
Хватит ли у Tesla заряда?

Начавшийся год может оказаться решающим для компании Илона Маска. Стоимость акции Tesla Motors на момент написания этой статьи (среда, 17 января) достигла 340 долларов за бумагу. За прошлый год они показали прирост на 43%, это +1651% с начала торгов. Для сравнения: бумаги Facebook выросли с момента IPO всего на 370%. Капитализация Tesla резко взлетела в ушедшем году, в апреле обойдя капитализацию General Motors и Ford и сделав детище Маска самой дорогой из американских компаний, выпускающих автомобили. Ее капитализация и сейчас выше, чем у Ford (GM все же стоит немного дороже Tesla). Каким образом компания, выпустившая за 2016 год 76 тыс. автомобилей, обошла автогигантов, которые за тот же период произвели 6,7 и почти 10 млн машин (GM и Ford соответственно)? Виной всему, как часто бывает, хайп. Хорошая квартальная отчетность (продажи первого квартала 2017 года выросли рекордно, на 69% в годовом выражении, было продано около 25 тыс. электромобилей) и информация о покупке китайским инвестхолдингом Tencent 5% акций Tesla подстегнула котировки.

Инвесторы, как водится, решили, что такие темпы роста будут всегда. Впрочем, по итогам прошлого года Маску так и не удалось наладить выпуск обещанных пяти тысяч электрокаров в неделю, и это напрямую отразилось на котировках (см. график 1). Инвесторы начинают подозревать неладное.

Роскошь для своих

Tesla Motors появилась пятнадцать лет назад. В поисках инвестора выбор основателей компании пал на Илона Маска — человека с инженерными познаниями и нестандартным подходом. Вложив 6,5 млн долларов, Маск стал основным акционером Tesla и ее президентом.

В 2006 году были показаны первые два прототипа электрокаров Roadster. После демонстрации компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Сергей Брин и Ларри Пейдж. Планировалось запустить производство дорогих штучных автомобилей, а потом, когда процесс будет налажен, перейти к машинам побюджетнее. Именно так после Model S и Model X была представлена широкой публике Model 3. В конце июля прошлого года состоялась презентация первых 50 машин. Важным отличием от предыдущих моделей была цена — 35 тыс. долларов, в то время как модель S стоила от 70 тысяч. Впрочем, у Tesla все хорошо только на презентациях, а вот производство постоянно сталкивается с теми или иными трудностями. Так, по итогам четвертого квартала 2017 года заказчикам было доставлено 1550 разрекламированных Model 3, а произведено 2425. Кварталом ранее было вообще собрано лишь 222 машины. Если вспомнить про обещанные Маском пять тысяч машин еженедельно, результат, мягко говоря, не впечатляет.

Прибыли не обещали

Боб Луц, экс-глава General Motors, дал свой неутешительный прогноз относительно ближайшего будущего Tesla: «Парни вылетят из бизнеса в 2018 году, с такими темпами они не доживут до 2019-го. Нет у них никаких волшебных технологий, такие же литий-ионные батареи, как у всех остальных. Они транжирят деньги. Им требуется еще один раунд инвестиций».

Теперь весь