Машины для особых дорог

Русский бизнес
ВНЕДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА
«Эксперт» №4 (1060) 22 января 2018
Крупнейшему отечественному производителю снегоходов и квадроциклов компании «Русская механика» удалось выйти из кризиса благодаря девальвации. Предлагая оптимальные для потребителя цену и качество, компания заняла лидирующее положение на рынке снегоходов, значительно увеличила долю на рынке квадроциклов и вышла на экспорт
Машины для особых дорог

Производство «Русской механики» находится в Ярославский области — от местного вокзала до предприятия ехать в среднем два часа через город и лес. Завод расположился на большой территории, по которой то и дело снуют снегоходы. Самая последняя и самая мощная модель снегохода, которую еще не найти в магазинах, ожидает с торца здания — еще вчера на ее месте мог оказаться квадроцикл, но сегодня выпал снег, и для меня подготовили снегоход и специальный костюм. Снегоходы выбирают по мощности двигателя, и, как стало ясно позже, параметры его владельца тоже имеют значение — предложенная модель оказывается слишком мощной для водителя весом 46 килограммов. Однако после пяти минут езды управлять машинкой становится совсем просто, обусловленный неопытностью страх перевернуться сменяет чувство эйфории, и я забываю про осторожность.

Снегоходы — основной вид продукции, которую производит «Русская механика», на них приходится до 70% выпускаемого ассортимента машин (30% — квадроциклы). Сегодня компания является лидером на рынке снегоходов: по данным «Русской механики», в 2017 году ее доля на этом рынке достигла 55%, на рынке квадроциклов — 16,5%. Прогресс можно оценить и по финансовым показателям: в 2017 году выручка компании достигла 2,8 млрд рублей. В 2016 году ее прирост составил 13%, в 2017-м — 12%. Прибыль предприятия в 2016 году увеличилась в четыре раза, а в 2017-м — более чем в полтора.

В конце прошлого года «Русская механика» вышла и на зарубежный рынок, продав 150 снегоходов в скандинавские страны. Экспортное направление становится одним из приоритетных, однако по-прежнему основные усилия будут сосредоточены на внутреннем рынке: компания планирует наладить выпуск снегоходов с более совершенным четырехтактным двигателем собственного производства и расширить ассортимент квадроциклов.

Рубль помог

Лидерство отечественных производителей на рынке снегоходов для нашего рынка нетипичная ситуация: до 2014 года у нас лидировали иностранные компании, такие как BRP и Yamaha. Их машины отличались стабильно высоким качеством и такими же ценами, при этом спрос был высокий. После девальвации рубля цены на импортную внедорожную технику выросли на 30%, и спрос упал вместе с покупательной способностью. Работать на нашем рынке иностранцам стало неинтересно, некоторые компании ушли. Их место удачно заняли отечественные производители: «Объем рынка сильно сократился, а наши позиции остались прежними и даже улучшились», — рассказывает генеральный директор «Русской механики» Леонид Можейко.

В итоге последние несколько лет на рынке снегоходов лидируют отечественные производители, они занимают 75% рынка. В квадроциклах пока что 50% (по данным за 2016 год, на рынке было продано 15,2 тыс. снегоходов, из них отечественного производства — около 11 тыс.; квадроциклов — всего 8,7 тыс., отечественных — около 4,5 тыс.). Но доля машин российского производства в обеих категориях растет, вытесняя импорт. Помимо лидирующей в производстве снегоходов «Русской механики» на рынке есть еще один