Транзит породил контейнерный бум

Русский бизнес
Транспорт
«Эксперт» №4 (1060) 22 января 2018
Перевозки по России в контейнерах демонстрируют рекордные темпы роста, опережая не только весь транспортный сектор, но и экономику в целом
Транзит породил контейнерный бум

Россия все увереннее ступает по тропе форсированной контейнеризации. Эти перевозки демонстрируют рекордные темпы роста, значительно превосходящие как результаты всей транспортной отрасли, так и основные макроэкономические показатели. Объемы железнодорожных перевозок контейнеров в России по итогам 2017 года выросли на 19%, достигнув 3,88 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент — единица контейнерного рынка, соответствующая одному 20-футовому контейнеру). Это рекордные темпы роста и рекордные показатели объема перевозок. Можно отметить, что по сравнению с посткризисным показателем 2010 года объем контейнерных перевозок в нашей стране вырос почти на 62%. Это многократно превосходит показатели работы всего железнодорожного транспорта. Здесь рост грузоперевозок в прошлом году составил лишь 4%, а в целом за последние семь лет он оказался и того меньше — лишь около 3%, главным образом из-за резкого падения на протяжении нескольких кризисных лет.

Столь же рекордные показатели демонстрирует и морской транспорт. В то время как общий объем грузооборота морских портов России по итогам 2017 года вырос на 9%, перевалка контейнеров прибавила 15,5%. По отдельным морским бассейнам разница еще более впечатляющая. Так, оборот контейнеров в морских портах Дальнего Востока прибавил 23,9%, в то время как общий грузооборот российских портов этого бассейна за год вырос всего на 3,3%.

Как отмечают представители компании «Трансконтейнер», в целом за последние 17 лет среднегодовые темпы роста этого сегмента российского рынка стабильно превышают 8,3%. И это несмотря на глобальный кризис 2009 года и рецессию 2015–2016 годов. «Эти потери довольно быстро удалось отыграть, и уже в прошлом году рынок вырос на 19% и достиг нового исторического максимума в 3,9 млн ДФЭ. Такие темпы роста стали максимальными с 2010 года и существенно превзошли первоначальные прогнозы», — говорят игроки рынка. При этом эксперты особо подчеркивают, что двузначные темпы роста объемов перевозок фиксируются на фоне весьма умеренной макроэкономической динамики: в 2016 году экономика России сократилась на 0,2%, по итогам 2017 года рост, как ожидается, составил менее 2%. «Таким образом, основной вклад в динамику рынка вносит продолжающийся процесс переключения контейнеропригодных грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный, а в железнодорожной отрасли — перераспределение грузопотока в пользу контейнерных перевозок с других видов подвижного состава», — уверяют в «Трансконтейнере». Но чем обусловлен этот бум?

Быстрее, шире, удобнее

В детализации по видам перевозок хорошо видно доминирование контейнерных потоков, следующих во внутрироссийском сообщении (см. график 1). На них пришлось 47% всего объема контейнерных перевозок в России. При этом столь же хорошо видно, что наибольшие темпы роста показывают совсем не внутренние потоки. Например, за 2017 год объемы контейнерных перевозок во внутрироссийском сообщении увеличились менее чем на 8%, в то время как импорт грузов в контейнерах вырос на 32%, экспор