Единый пенсионно-медицинский

Экономика и финансы / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА Объединение внебюджетных фондов открывает путь налоговому маневру, но не решает глубинных проблем системы социального страхования

Слить все внебюджетные фонды в один, чтобы проще было контролировать их доходы и расходы, а в перспективе перевести такой единый государственный внебюджетный фонд из-под государственного контроля под «публичный» — с таким предложением выступила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова на IX Гайдаровском форуме. В частности, это позволит всем трем внебюджетным фондам не тратить деньги на создание параллельных информационных систем. Татьяна Голикова также заявила, что реформирования требует вся система социального страхования.

Предложение объединить Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Фонд социального страхования РФ (ФСС) может означать, что представители финансового блока в правительстве переходят в наступление, пытаясь получить контроль над всеми социальными расходами государства и перекроить их на свой манер.

Социальный блок правительства, как ни странно, не выступил резко против — министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что объединение фондов технически возможно, хотя уточнил, что гораздо важнее оптимизировать систему соцстраха с точки зрения тарифов и существующих обязательств. Кроме того, предупредил министр, объединение фондов приведет не к сокращению расходов, а к потере времени и специалистов.

Идея объединения фондов является развитием постоянно всплывающей идеи о снижении ставки социальных взносов с 30% до 21 или 22% фонда оплаты труда. Это, в свою очередь, элемент возможного налогового маневра — информация о нем уже не впервые вбрасывается в СМИ. Суть маневра — резкое понижение ставки страховых взносов с одновременным серьезным повышением ставки НДС (с 18 до 21 или 22%), цель — перезапуск экономического роста. Год назад «Эксперт» уже анализировал возможные последствия такого маневра (см. «В непонятной ситуации перераспределяй налоги», № 8 за 2017 год), выиграют от него сырьевые отрасли, а обрабатывающие проиграют. Похоже, идея маневра никуда не ушла, и объединение фондов может быть первым шагом к нему: сокращение издержек на их содержание может стать аргументом для снижения ставки страховых взносов.

 

Один человек — один реестр

 

Денежные потоки, входящие во внебюджетные фонды и выходящие из них, сегодня действительно довольно запутанны. Например, ПФР получает деньги не только из федерального бюджета, но и от субъектов РФ (чтобы выплачивать некоторые виды пенсий и выдавать пособие на погребение умерших неработающих пенсионеров), а также выдает регионам субсидии (например, на адресную социальную помощь неработающим пенсионерам и обучение их компьютерной грамотности). Кроме пенсий ПФР берет на себя функцию агента в таких не связанных с пенсиями вещах, как материнский капитал или материальное обеспечение специалистов в области ядерного оружейного комплекса.

Денежные потоки ФФОМС напоминают кольцо: сначала регионы перечисляют в него деньги за неработающих граждан, а потом ФФОМС перечисляет деньги за них в свои территориальные фонды.

Что касается ФСС, то ему постоянно н

Пенсионная система требует больше всего денег из бюджета
ФФОМС будет наполняться все больше за счет взносов работодателей
И всё больше денег ФФОМС будет передовать в регионы
ФСС хронически не хватает денег на оплату больничных и декрета
Бюджет покрывает около 40% выплат ПФР
К 2020 году правительство надеется серьезно сократить дефициты внебюджетных фондов