Рост из последних сил

Русский бизнес
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Прошлый год на потребительском рынке прошел под знаком легкого оживления — практически во всех отраслях наблюдался небольшой рост. Однако фундаментальных причин для того, чтобы этот рост закрепился и активизировался, пока нет
Рост из последних сил

«Хорошо, что не в минус сработали» — самый популярный комментарий от компаний, работающих на потребительском рынке: в большинстве отраслей в прошлом году прекратилось падение продаж. Очевидно, что потребители устали от кризиса и под магическим воздействием правительственных мантр о начале экономического роста стали смелее тратить деньги. Прежде всего это касается автомобилей и смартфонов, где наблюдался наиболее заметный рост продаж. Активизировался выездной туризм. Как всегда, аутсайдеры — одежный и обувной рынки: эти товары представляют наименьшую ценность для потребителя. Неожиданно в этом списке оказалась и еда: ее потребление если и растет в каких-то сегментах, то очень незначительно. Впрочем, и на этих отстающих в динамике рынках, несмотря на сокращение количества покупок, потребители стали эмоционально «оживать»: готовы доплачивать за более высокое качество, радовать себя покупками товаров не на каждый день.

Заметим, что все это оживление сопряжено с ростом потребительского кредитования — россияне выходят из кризиса в долг. Это касается и квартир, и машин, и смартфонов, и даже обуви. Как эти долги будут возвращаться в дальнейшем, пока не ясно, ведь роста доходов населения, заметного увеличения рынка труда и капитала как не было, так и нет (не случайно быстрый рост ипотечного рынка уже напугал Центробанк, который намерен ужесточить требования к банкам, выдающим ипотечные кредиты). Поэтому на 2018 год прогнозы очень осторожные: главное, чтобы не было отрицательной динамики, хотя, например, на автомобильном рынке и по некоторым видам электронной техники компании надеются на рост продаж до 10%.

 

Отложенный спрос на кредитные деньги

 

Наиболее заметным оживление потребительского спроса было на автомобильном рынке: продажи новых машин увеличились на 12%, достигнув 1,6 млн единиц. Это не может не радовать представителей автомобильной индустрии и смежных бизнесов: авторынок оказался в плюсе впервые за последние пять лет.

Одна из главных причин этого — отложенный спрос. За последние годы рынок рухнул почти вдвое (с 2,9 млн машин в 2009 году). Из-за девальвации рубля и скачка розничных цен люди несколько лет подряд откладывали приобретение нового автомобиля, сейчас многие уже не хотят ездить на устаревающих машинах и решают купить новую.

Наряду с количественным ростом российский автомобильный рынок меняется и по своей структуре. В частности, продолжается наступление сегмента кроссоверов. В свое время такой тип автомобиля, с полным приводом и повышенным дорожным просветом, был уделом ограниченного числа автолюбителей. Но мировой автопром за последние годы изменил это положение дел: автобренды сумели предложить пользователям доступные и функциональные модели кроссоверов, или так называемых SUV (Sport Utility Vehicle). Такие машины более универсальны: на них можно хорошо себя чувствовать, например, в тесном мегаполисе и без проблем выезжать на пикник, не боясь застрять на слегка разбитой грунтовой дороге.

Спрос на кроссоверы растет, особенно в России