Весьма специфический бизнес

Экономика и финансы
Банки
«Эксперт» №5 (1061) 29 января 2018
Решение государства создать опорный банк по сопровождению гособоронзаказа меняет правила игры на многосотмиллиардном рынке финансирования ОПК. Не исключен сценарий создания отраслевого банка развития

Определилась судьба Промсвязьбанка (ПСБ), попавшего в декабре под санацию Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), а в январе успешно национализированного — новый госбанк по решению правительства и ЦБ станет опорным для расчетов по государственному оборонному заказу (ГОЗ) и крупным госконтрактам. Предложение возглавить банк получил — и принял — руководитель Российского экспортного центра (РЭЦ), бывший первый зампред ВЭБа Петр Фрадков.

Сделанный в русле антисанкционной логики шаг пока носит рамочный характер. Однако появляется шанс превратить опорный Промсвязьбанк в своего рода многоотраслевой банк развития и запустить давно назревшую финансовую реабилитацию российской оборонки.

 

Панцирь против санкций

 

Само по себе желание государства максимизировать надежность, то есть оперативность и адресность, доведения средств ГОЗ до получателей естественно и похвально. Рубежным событием в наведении порядка в этой сфере стало принятие в последние дни 2012 года закона № 275-ФЗ «О Государственном оборонном заказе», который установил четкие требования к банкам, уполномоченным на обслуживание ГОЗ. На них были возложены функции контроля за использованием средств, а также ряд функций мониторинга и координации во взаимоотношениях между заказчиком в рамках ГОЗ, то есть Минобороны, и предприятиями-исполнителями, а также субконтракторами. Исполнение ГОЗ в 2015 году было доведено уже до 98% против чуть более 80% в начале 2010-х годов. Цена вопроса внушительная: расходы Минобороны по ГОЗ в 2018 году, по словам замминистра обороны Татьяны Шевцовой, составят полтора триллиона рублей.

Однако в борьбе за целевое использование средств государство, похоже, перегнуло палку. Специфика регулирования ВПК сегодня такова, что приоритетом является финансовый контроль, а вопросы развития занимают подчиненное положение. В результате растут остатки средств оборонных предприятий на счетах, которыми предприятия распоряжаться не вправе. Деньги, полученные по госконтрактам, можно использовать строго на их выполнение, у получателей возможности маневра средствами исключены. И предприятия вынуждены обращаться в банки за дорогими заемными деньгами, в то время как бесплатные госсредства пылятся на счетах, обеспечивая хорошую пассивную базу тем же банкам.

Последнее обновление списка уполномоченных банков ЦБ произвел на своем сайте в октябре. Тогда в него вошли восемь финансовых институтов — государственные Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, квазигосударственные Газпромбанк (контролируется «Газпромом» и его дочерними компаниями), Всероссийский банк развития регионов (контролируется ПАО «Роснефть»), Новикомбанк (контролируется ГК «Ростех», находится под санкциями США с декабря 2015 года), а также частные банки — АБ «Россия» (и сам банк, и его контролирующий акционер Юрий Ковальчук находятся под санкциями США с марта 2014 года) и банк «Санкт-Петербург».

Уточним, мы упомянули здесь персональные санкции, означающие арест всех активов и запрет на расчеты с этими лицами, юридическими и физическими