Германия дает добро

Повестка дня
ТАСС

Компания Nord Stream 2 AG, оператор строительства магистрального газопровода «Северный поток — 2», получила разрешение на строительство и эксплуатацию морской части газопровода в территориальных водах Германии и на суше вблизи города Грайфсвальда (там же выходит на сушу и «Северный поток — 1»). Теперь предстоит получить разрешения других стран вдоль маршрута будущего газопровода — Финляндии, Швеции и Дании. Между тем весной прошлого года власти Дании уже обращались в Еврокомиссию с запросом правовой оценки «Северного потока — 2». Однако брюссельские бюрократы были вынуждены признать, что никаких законных оснований препятствовать реализации проекта они не видят, хотя он им очень не нравится. Теперь, имея поддержку Германии, играющей первую скрипку в экономике ЕC, «Газпром» и его партнеры могут чувствовать себя увереннее.

Напомним: «Северный поток — 2» — проект строительства магистрального газопровода по дну Балтики протяженностью 1200 км и мощностью 55 млрд кубометров в год (чуть меньше 30% экспорта «Газпрома» в Европу). Ввод его в эксплуатацию ожидается до конца 2019 года, когда заканчивается контракт на транзит газа через Украину. Партнеры «Газпрома» — французская Engie, австрийская OMV, британско-голландская Royal Dutch Shell, а также немецкие Uniper и Wintershall. У них 50% в проекте.

Кардинального роста российского экспорта газа в Европу в обозримом будущем не ожидается, речь идет о перераспределении экспортных поставок. По словам заместителя председателя правления «Газпром» Александра Медведева, многим партнерам компания предложила сохранить транзит через Украину после 2019 года, но они сказали: «Нет, спасибо, мы хотим получать газ в новом пункте». Глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал конкретные ориентиры: если в течение 2016 года через Украину прошло транзитом 80 млрд кубометров газа (40% всего экспорта в Европу), то с 2019 года этот показатель планируется довести до 19 млрд кубометров (менее 10%).

«Газпрому» это выгодно. Тариф «Северного потока — 2» составит 2,1 доллара за тысячу кубометров на 100 километров, причем часть прибыли вернется «Газпрому» в виде дивидендов как собственнику 50% трубы. Эта сумма за двадцать пять лет при полной загрузке составит до семи миллиардов долларов после уплаты налогов. Стоимость строительства — 10,7 млрд долларов. В то же время в сильно изношенную украинскую ГТС, по оценкам Фонда национальной энергетической безопасности, необходимо вложить не менее 12 млрд долларов, да еще за те же двадцать пять лет при существующих тарифах транзит обойдется «Газпрому» не менее чем в 60 млрд долларов, из которых не вернется ни копейки.

Понятен и интерес Германии к проекту. Радостно анонсированный ранее отказ от ископаемого топлива не состоялся: спрос на газ в стране так и колеблется вокруг отметки 80–85 млрд кубометров в год. По итогам 2016-го в германском импорте газа 46% пришлось на Россию, 30% — на Норвегию и 23% — на Нидерланды. В перспективе значение русского газа вырастет, ведь надежд нарастить объемы добычи нет ни