Сдельная оплата удобна менеджменту

Русский бизнес
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ
«Эксперт» №6 (1062) 5 февраля 2018
Главное, что мешает сегодня росту производительности труда на машиностроительных предприятиях России, особенно принадлежащих государству, — это широкое распространение сдельной формы оплаты труда. На Западе она была ликвидирована еще в 1980-е
Сдельная оплата удобна менеджменту

Производительность труда в России даже в самых успешных компаниях ниже, чем на Западе, а в среднем ниже в 10–15 раз. Зачастую проблему производительности пытаются решить за счет покупки нового оборудования. Однако опыт компаний, которые умеют наращивать производительность, показывает, что огромные залежи неэффективности находятся на стороне организационных процессов бизнеса. О подходах к увеличению производительности машиностроительных предприятий мы поговорили с генеральным конструктором инженерно-консалтинговой компании СОЛВЕР Радиславом Бирбраером.

— Мы недавно решили посмотреть разрыв в производительности труда между нашими госкомпаниями и зарубежными аналогами. Зарубежные аналоги, естественно, могут быть как государственные, так и негосударственные. Обнаружили, что разрыв составляет от десяти до двадцати раз. То есть он просто колоссальный. Очевидно, что есть три причины такого разрыва: технологический разрыв, то есть у нас плохие технологии, управленческий — плохо налажены бизнес-процессы и структурный — неэффективная структура выпуска, она могла такой сложиться и меняться слишком медленно. Это так?

— Я отчасти чувствую себя экспертом только в вопросах производительности в машиностроении. Об этом и буду говорить. В машиностроении основное — это технологии производства. Лидерство в технологии — это во многом лидерство экономик.

— В чем сегодня разрыв между нашими технологиями и западными?

Разрыв — в возможности использования всего технического потенциала, который в принципе заложен в современном оборудовании. Мы говорим: «Нам нужна вот такая технология, она соответствует современному уровню». Что значит «соответствует современному уровню»? Это значит, что с использованием этой технологии мы получаем высокое качество, которое воспринимает рынок, сжатые сроки производства и конкурентную цену. Мы долгое время считали, что все двери в мире открыты, и не очень занимались промышленными технологиями. А теперь, когда мир изменился, введены различного рода санкции, мы понимаем, что нужно развивать собственные технологии, но догнать непросто, хотя последние несколько лет ускорение очень заметно.

Второе — это тема организации производства. У нас очень любят бережливое производство. Но что такое бережливое производство? Когда Toyota кратно повысила производительность труда везде, где смогла: выгребла издержки сначала «экскаватором», потом «лопатами» и стала бороться за единичные проценты производительности, — вот тогда они придумали бережливое производство. То есть это совочек, которым можно что-то подчистить. А нам в России показалось, что этим совочком мы можем сделать работу «экскаватора». В наших производствах залежи проблем, которые нужно пластами выковыривать и менять старые организационные принципы на новые.

Я разговаривала с президентом «Технониколя» и спросила: «Что делать с самого начала, если вы хотите повысить производительность?» Он сказал, что надо для начала понять коэффициент загрузки оборудования (ОЕЕ). Как правило, он очень низок,