Не Марс, так что-нибудь еще

Повестка дня
«Эксперт» №7 (1063) 12 февраля 2018
Не Марс, так что-нибудь еще

Новая американская ракета Falcon Heavy успешно стартовала поздним вечером 6 февраля с мыса Канаверал, но по невыясненным причинам отклонилась от заданного курса и вместо орбиты Марса летит сейчас к поясу астероидов между Красной планетой и Юпитером. Запуск этого сверхтяжелого носителя стал первым в мире за последние тридцать лет, поэтому прошел с большой помпой — в лучших традициях американского шоу-бизнеса.

Правда, задолго до старта контролирующий акционер SpaceX Илон Маск сомневался в своем детище. «Там много что может пойти не так, ведь надо обеспечить синхронную работу сразу 27 двигателей», — говорил Маск. При этом шансы на успех глава SpaceX оценивал в лучшем случае в 50%. Но это не помешало ему организовать на своем сайте прямую трансляцию и установить на ракете вместо полезной нагрузки абсолютно бесполезную: собственный электрокар Tesla Roadster ярко-красного цвета. В космос он отправился под песню Space Oddity известного музыканта Дэвида Боуи. Правда, американский химик Уильям Кэрролл из университета Индианы поспешил спрогнозировать, что даже если Falcon Heavy избежит столкновения с астероидами, Tesla Roadster под воздействием солнечной радиации неминуемо распадется на куски. «Я не отвел бы ему и года жизни в подобных условиях», — заявил Кэрролл.

Но никакого значения все это не имеет: телевизионная картинка получилась захватывающей, а сам Маск заслуженно искупался в лучах славы, примерив на себя титул покорителя Марса новой волны. Более того, он всеми своими действиями старался показать чиновникам NASA и Пентагона, что его SpaceX способна проводить запуски в дальний космос, которые обойдутся гораздо дешевле, чем те, что осуществляют именитые американские корпорации вроде Boeing и Lockheed Martin. Специально для этого на Falcon Heavy были установлены три уже ранее использованные первые ступени многоразовой ракеты Falcon 9. Две из них в очередной раз успешно вернулись на Землю. А вот третья — центральный разгонный блок — не смогла сесть на морскую платформу в Атлантическом океане и утонула.

Но зачем же было нужно разыгрывать весь этот спектакль? Создание Falcon Heavy обошлось примерно в 500 млн долларов. Серьезных инноваций в ней нет, но ее запуск стоит очень дешево — всего около 90 млн долларов. Сама ракета способна выводить на низкую околоземную орбиту 64 тонны груза, на геопереходную — почти 26 тонн, а на орбиту Марса — 17 тонн. Проблема, однако, в том, что для Falcon Heavy сейчас нет никаких практических задач. Разработка этого носителя началась, когда администрация Барака Обамы всерьез намеревалась отправить к Марсу автоматическую станцию, а потом и пилотируемый корабль. Но с приходом Дональда Трампа приоритеты изменились: США возглавили проект создания международной космической станции на орбите Луны — Deep Space Gateway (DSG). Именно поэтому сам Маск, долгое время грезивший о полетах к Красной планете, теперь прорабатывает возможность отправлять туристов на орбиту Луны на своем новом пилотируемом корабле Dragon V2, который впервые до