Экономика

Не Марс, так что-нибудь еще

2018

Новая американская ракета Falcon Heavy успешно стартовала поздним вечером 6 февраля с мыса Канаверал, но по невыясненным причинам отклонилась от заданного курса и вместо орбиты Марса летит сейчас к поясу астероидов между Красной планетой и Юпитером. Запуск этого сверхтяжелого носителя стал первым в мире за последние тридцать лет, поэтому прошел с большой помпой — в лучших традициях американского шоу-бизнеса.

Правда, задолго до старта контролирующий акционер SpaceX Илон Маск сомневался в своем детище. «Там много что может пойти не так, ведь надо обеспечить синхронную работу сразу 27 двигателей», — говорил Маск. При этом шансы на успех глава SpaceX оценивал в лучшем случае в 50%. Но это не помешало ему организовать на своем сайте прямую трансляцию и установить на ракете вместо полезной нагрузки абсолютно бесполезную: собственный электрокар Tesla Roadster ярко-красного цвета. В космос он отправился под песню Space Oddity известного музыканта Дэвида Боуи. Правда, американский химик Уильям Кэрролл из университета Индианы поспешил спрогнозировать, что даже если Falcon Heavy избежит столкновения с астероидами, Tesla Roadster под воздействием солнечной радиации неминуемо распадется на куски. «Я не отвел бы ему и года жизни в подобных условиях», — заявил Кэрролл.

Но никакого значения все это не имеет: телевизионная картинка получилась захватывающей, а сам Маск заслуженно искупался в лучах славы, примерив на себя титул покорителя Марса новой волны. Более того, он всеми своими действиями старался показать чиновникам NASA и Пентагона, что его SpaceX способна проводить запуски в дальний космос, которые обойдутся гораздо дешевле, чем те, что осуществляют именитые американские корпорации вроде Boeing и Lockheed Martin. Специально для этого на Falcon Heavy были установлены три уже ранее использованные первые ступени многоразовой ракеты Falcon 9. Две из них в очередной раз успешно вернулись на Землю. А вот третья — центральный разгонный блок — не смогла сесть на морскую платформу в Атлантическом океане и утонула.

Но зачем же было нужно разыгрывать весь этот спектакль? Создание Falcon Heavy обошлось примерно в 500 млн долларов. Серьезных инноваций в ней нет, но ее запуск стоит очень дешево — всего около 90 млн долларов. Сама ракета способна выводить на низкую околоземную орбиту 64 тонны груза, на геопереходную — почти 26 тонн, а на орбиту Марса — 17 тонн. Проблема, однако, в том, что для Falcon Heavy сейчас нет никаких практических задач. Разработка этого носителя началась, когда администрация Барака Обамы всерьез намеревалась отправить к Марсу автоматическую станцию, а потом и пилотируемый корабль. Но с приходом Дональда Трампа приоритеты изменились: США возглавили проект создания международной космической станции на орбите Луны — Deep Space Gateway (DSG). Именно поэтому сам Маск, долгое время грезивший о полетах к Красной планете, теперь прорабатывает возможность отправлять туристов на орбиту Луны на своем новом пилотируемом корабле Dragon V2, который впервые должен стартовать уже в нынешнем году. Использовать Falcon Heavy для запуска Dragon V2 не имеет смысла: это можно сделать и на менее мощной ракете Falcon 9. А выводить в космос модули для создания окололунной станции SpaceX, скорее всего, не дадут. В США уже практически готова еще одна новая сверхтяжелая ракета — Space Launch System (SLS), способная доставлять на околоземную орбиту 140 тонн полезной нагрузки, а на геопереходную — 70 тонн. То есть в два с лишним раза больше, чем Falcon Heavy. Новую ракету создают несколько американских корпораций, включая Boeing, United Launch Alliance, куда входит Lockheed Martin, Orbital ATK и ряд других. Ее первый полет запланирован на 2021 год. Более того, у Boeing и Lockheed Martin уже готовы для нее и пилотируемые корабли — CST-100 Starliner и Orion. Очевидно, что эти уважаемые корпорации будут запускать модули для строительства DSG и астронавтов к ней на своей технике. Единственный минус заключается в том, что запуск SLS оценивается почти в 500 млн долларов. И здесь у Маска есть шанс побороться с гигантами. Ведь он уже добился через суд права использовать свою Falcon 9 в интересах ВВС и Пентагона. До недавнего времени эти ведомства использовали для запуска военных спутников только ракеты Atlas 5 и Delta IV. И выставляли при этом астрономические цены. Так, старт Delta IV обходился бюджету США почти в 400 млн долларов. Но после разрешения использовать Falcon 9 цены упали почти в два с половиной раза. Правда, добиться благосклонности Пентагона Маск так и не смог. Во время одного из последних стартов Falcon 9, признанного успешным, новейший американский военный спутник Zuma вроде бы был выведен на нужную орбиту, но так и не заработал.

Не все гладко идет у SpaceX и с NASA, которое, прежде чем разрешать запуск астронавтов на пилотируемом корабле Dragon V2, хочет убедиться в его надежности, для чего требует провести серию стартов в беспилотном режиме. Иными словами, шанс встроиться в грандиозные аэрокосмические проекты США у Маска, безусловно, есть, но не слишком большой. Именно поэтому сразу после старта Falcon Heavy глава SpaceX заявил, что на основе этого носителя его компания могла бы создать более грузоподъемную ракету Falcon Super Heavy, увеличив число боковых ускорителей. А в перспективе она намерена сделать и еще одну сверхтяжелую ракету — Big Falcon Rocket, прямо конкурирующую с SLS. Что же касается запущенной Falcon Heavy, то Маск не собирается сертифицировать ее для пилотируемых полетов. «Важнейшая цель пуска этой ракеты — демонстрация ВВС США возможностей выведения космических аппаратов прямо на геостационарную орбиту, а также в дальний космос», — заявил Илон Маск. Вот только о таких потребностях ВВС пока что-то ничего не известно.

«Эксперт» №7 (1063)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама

    «ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»

    20 февраля 2018 года состоялся круглый стол на тему «ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы». Организаторы: «Эксперт» совместно с Агентством стратегических инициатив и с секцией по законодательному регулированию энергоэффективности и энергосбережения Экспертного совета Комитета Государственной Думы по энергетики.

    Зеркало промышленности

    ​Отраслевые выставки – возможность получить представление о состоянии дел в конкретном секторе экономики

    Почему повышение производительности труда персонала – задача номер один?

    Что надо сделать, чтобы большая часть расходов на оплату труда не превращалась в пустую трату денег

    ИНТЕРЛАКОКРАСКА- 2018

    Весь цвет лакокрасочной промышленности с 27 февраля по 2 марта. Более 230 российских и зарубежных компаний презентуют свою продукцию и услуги на ежегодной выставке


    Реклама