«Стратегия — это искусство отказа от каких-то возможностей»

Наука и технологии
Москва, 12.02.2018
«Эксперт» №7 (1063)
О проблемах венчурного финансирования и сложностях, с которыми сталкивается реализация Национальной технологической инициативы, «Эксперту» рассказывает председатель правления Российской венчурной компании Александр Повалко

Предоставлено пресс-службой РВК

Российская венчурная компания (РВК) — один из основных институтов развития в России. Год назад в РВК поменялось руководство. А недавно была принята новая стратегия развития компании на 2017–2030 годы — во многом это было связано с тем, что правительство возложило на РВК функции проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). В частности, РВК отвечает за обеспечение проектного управления, реализацию дорожных карт и проектов НТИ, фактически заменив Агентство стратегических инициатив на этом поле.

РВК уже много лет проводит конкурс быстроразвивающихся компаний «ТехУспех», на основе которого Министерство экономического развития проводит отбор «национальных чемпионов» в рамках приоритетного проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров». Впервые эта процедура была проведена в 2016 году. В декабре 2017-го были подведены итоги второго отбора.

Мы встретились с генеральным директором, председателем правления Российской венчурной компании Александром Повалко, чтобы узнать, что значит быть проектным офисом НТИ, каковы в связи с этим перспективы венчурной программы РВК и в целом венчурного финансирования в России. Поскольку наша беседа проходила на полях Гайдаровского форума, где, в частности, обсуждались итоги отбора нацчемпионов — 2017, мы начали ее с вопроса:

— Одна из целей конкурсов «Национальные чемпионы» и «ТехУспех» — выращивание мировых чемпионов. Что уже сделано для этого? И что еще надо сделать государству и самому бизнесу?

Когда в прошлом году мы общались с национальными чемпионами, мы с удивлением выяснили, что активная экспансия на мировые рынки — это задача, которую ставят перед собой очень немногие компании. То есть они не хотят становиться мировыми чемпионами.

Многим удобнее работать внутри страны. Скорее просят: «Дайте нам какие-то преференции внутри страны, мы здесь потренируемся, нарастим силу, массу, и тогда мы, конечно, всех порвем на внешнем рынке».

В чем-то эта стратегия верна, но они не должны забывать, что на этом пути они фатально теряют время. И на мировых рынках замещение их, возможно, передовой сегодня продукции происходит моментально. Чтобы выйти после этого на мировой рынок, им еще раз придется обновляться.

— За два года число национальных чемпионов достигло 62. Сколько всего, по вашей оценке, у нас потенциальных нацчемпионов? Ведь далеко не все возможные претенденты участвуют в конкурсах.

— По оценкам организаторов конкурса, за прошлый год и по отбору этого года в конкурсе «ТехУспех» участвовало пятнадцать-двадцать процентов от общего числа тех, кто может претендовать на чемпионство.

— А почему они не проявляют активности? Еще не раскачались или боятся высовываться?

— Во-первых, многим не очень понятно, что государство может им предложить. Консьерж-сервис — это прекрасно, но они не всегда понимают, что конкретно это может означать.

Во-вторых, действительно не всем нравится лишнее внимание. «Мы и так вполне себе успешная компания. У нас и так динамично развивающийся бизнес».

И в-третьих,

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (1063) 12 февраля 2018
    Трамп устроил новый уотергейт
    Содержание:
    Малыши закроют дефицит

    Российский рынок электроэнергетики стоит перед серьезным вызовом: в ближайшие двадцать лет нужно решить проблему износа 70 ГВт тепловой мощности. По большому счету выхода два — пытаться сохранить централизованную систему или смириться с децентрализацией энергетики

    Главная новость
    Международный бизнес
    Реклама